Дноуглубление в морских портах – насущная и довольно тревожная необходимость для транспортной отрасли, особенно – если говорить о комплексе в целом, то есть не только об увеличении глубин в акваториях портов-лидеров (и, соответственно, росте числа судозаходов, объема портовых сборов и т.п.), но и о поддержании их паспортных значений во всех гаванях.
Конечно, на виду – порт Южный, реализация инвестпроекта по углублению подходного канала и акватории. Сегодня там уже грузят "кейпсайзы" с осадкой более 18 метров "у стенки", в ближайшей перспективе – доведение глубин до 21 метра. И нельзя не оценить выгоды этого проекта, что, кстати, уже успело сделать Министерство инфраструктуры, сообщившее, что при сохранении динамики числа заходов крупнотоннажных судов ежемесячные поступления от портовых сборов вырастут на 12 млн грн. Да и грузоотправители, в принципе, также корректируют планы – в сторону увеличения объемов экспорта.
Теперь АМПУ, главный заказчик соответствующих работ, предостерегает от эффекта "головокружения от успехов", обращая внимание на ряд неприятных моментов, а именно – отсутствие взаимопонимания с властями на местах, тяжелую финансовую ситуация в небольших портах и т.д. По данным пресс-службы АМПУ, в свое время специалисты Администрации провели проверку соответствия реальных глубин в портах, на подходных и магистральных каналах их паспортным значениям. Выяснилось, что во многих портах глубины не соответствуют паспортным, а в половине гаваней работы по углублению не проводились пять и более лет.
Но главным из этих моментов является критически громоздкая законодательная процедура согласования услуг по проведению дноуглубительных работ. Специалисты Администрации, прежде всего, называют постановление правительства №557 от 12 июля 2005 года – о порядке выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда. Начальник отдела инженерной службы АМПУ Александр Никодим назвал ряд моментов, которые чрезмерно замедляют процедуру оформления. К примеру, морские воды, в которых проводятся работы, находятся в ведении Минприроды – и, согласно Водного Кодекса Украины, к компетенции Госводагентства не относится.
Во-вторых, при осуществлении эксплуатационных дноуглубительных работ не проводится деятельность по добыче ископаемых и использованию недр, а следовательно – отсутствуют правоотношения, которые регулируются Госгеонедрами. Кроме того, по мнению специалистов АМПУ, проведение работ акваториях, расположенных в открытом море, избавляет от необходимости "просить" разрешения Госкомзема, являющегося территориальным органом. Между тем, АМПУ обязана производить согласования со всеми этими органами. Помимо этого, в постановлении №577 отсутствуют критерии, которыми должны руководствоваться субъекты согласований при предоставлении разрешений или отказе в них.
"Кроме того, вся процедура по получению разрешений занимает, как минимум, шесть месяцев, а если добавить к этому сроки проведения тендеров – то и восемь-девять месяцев", – подчеркивает А.Никодим.
Еще в мае с.г. в ходе Международной транспортной недели в Одессе первый замглавы Администрации морпортов Юрий Васьков заявил, что АМПУ инициирует технические и нормативные изменения в проведении дноуглубительных работ. Как уточнила Центру транспортных стратегий пресс-служба госпредприятия, речь идет о проекте Постановления Кабмина Украины "О внесении изменений в Порядок выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда", при этом изменения касаются именно упрощения процедуры получения разрешений на проведение эксплуатационных дноуглубительных работ. Сегодня этот документ АМПУ отрабатывает с Мининфраструктуры. "Если правительство утвердит необходимые изменения, это устранит существующие коллизии и сделает процедуру понятной и прозрачной", – в свою очередь уверен начальник отдела инженерной службы АМПУ А.Никодим.
В 2014 году АМПУ запланировала проведение дноуглубительных работ в Белгород-Днестровском, Бердянском, Измаильском, Ильичевском, Мариупольском, Николаевском, Скадовском и Херсонском морских портах. Уже сегодня выполняются работы по строительству нового канала в Южном, а также по дноуглублению в Бугско-Днепровском лиманском канале и в Одесском порту. В общем, должно быть вынуто 3370 млн кубометров грунта.