По состоянию на конец января ледовая кампания объявлена уже в девяти украинских портах. Это обусловлено неблагоприятными метеоусловиями и, в частности, наступившими морозами, сковавшими льдом акватории портов. Объявление ледовой кампании влечет за собой дополнительные затраты для портовых операторов, трейдеров либо судовладельцев в виде ледового сбора, что, в конечном счете, может отражаться на конечной стоимости переваливаемых в портах товаров и грузов. Примечательно, что в порту Мариуполь взимание портового сбора проводится даже в том случае, если ледовая обстановка не наступила. А если лед все же сковывает Азовское море, то затраты еще более возрастают. Почему же так происходит и для Мариуполя ледовая кампания обходится дороже всех из отечественных портов?

Попробуем разобраться.

Говоря об особенностях ледовой кампании в Мариупольском порту, в первую очередь необходимо отметить  стоимость судозахода в порты Украины в целом. Эта тема давно обсуждается, и ни для кого не является новостью, что стоимость судозахода в порты Украины самая дорогая, по сравнению с ведущими портами других стран. В зимний период при введении ледовой кампании в портах, стоимость судозахода еще больше увеличивается, и как следствие происходит удорожание общей стоимости логистики груза.

01

Начиная с 1995 года при введении ледовой кампании в Мариупольском порту, ледовый  сбор брался с грузовладельцев и состоял из: ледового сбора  и сбора за ледокольную проводку.

ледов

До 2013 года зерновые грузы, согласно Приказу Минтранса №188 от 12.03.2003г. пункту 2.4.1, облагались ледовым сбором в размере 1,11 $+НДС, что составляло 1,332 $.  Порт, в свою очередь, делал скидку на ряд грузов. Скидка на зерновые грузы составляла 25%. В итоге ледовый сбор получался ровно 1 $ с НДС с 1 тонны принятого груза.

После реорганизации  транспортной инфраструктуры портов и появления Администрации морских портов Украины произошло разделение сфер влияния и денежных потоков АМПУ взяло на себя основную долю дисбурсментского счета (канальные, корабельные, административный, санитарный и причальный сборы услуги портнадзора.) Также на баланс АМПУ перешел и единственный в Украине ледокол "Капитан Белоусов", содержание которого влечет за собой немалые расходы. На балансе порта остались лишь буксиры и складские площадки.

В итоге, в 2013 году было принято решение  взымать ледовый сбор не с 1 тонны груза, а с каждого кубического метра объема судна в независимости от рода груза по тарифу 1,2 дол США /м. куб., и перенести эти расходы на плечи судовладельцев, так как именно для них  создаются безопасные условия по проходу Керченского пролива и Азовского моря. Однако, согласно условиям нынешних контрактов перевозки грузов, данный сбор по-прежнему ложится на плечи грузовладельцев.

Ледовая обстановка может и не наступить,  как это было в предыдущих  2015 и 2016 годах, но даже  при отсутствии льда и плюсовой температуре, ледовый сбор все равно будет взыматься с 1 февраля и на протяжение последующих 30 дней.

Стоит отметить еще одну особенность ледовой кампании именно Мариупольского порта. Ледовая обстановка может и не наступить,  как это было в предыдущих  2015 и 2016 годах, и тогда, согласно пункту 2.3 Приказа МИУ №1059 от 26.12.2013, даже  при хороших погодных условиях - при отсутствии льда и плюсовой температуре, ледовый сбор все равно будет взыматься с 1 февраля и на протяжение последующих 30 дней в размере 0,7 $/м. куб. объема судна. Еще раз подчеркну - данный сбор взымается только в порту Мариуполь.

Ниже приведены отличия ледовых сборов, на примере трех самых распространенных объемов партии груза, вывозимых из Мариупольского порта.

03

Таким образом, из предоставленных данных видно, что при наличии ледовой кампании ставка выросла как минимум втрое.  И чем меньше партия груза, тем больше ставка на тонну груза.

Второй статьей в расходах по ледовой кампании является ледокольная проводка судна по Азовскому морю. Данная процедура применяется, в случае,  когда море сильно стянуто льдом и судно не в состоянии само пробивать себе дорогу по морю (при толщине льда 0,8 метра и более). Суда собирают в, так называемый, караван и партией по 2 и более судов в сопровождении ледокола проводят до Керченского пролива.

При наличии ледовой кампании ставка выросла как минимум втрое.  И чем меньше партия груза, тем больше ставка на тонну груза.

До 2013 года стоимость ледокольной проводки составляла около 45000 долларов США с НДС в одну сторону. Расчет стоимости для каждого судна производился по формуле:

Стоимость ледокольной проводки делилась на сумму объемов всех судов вошедших в караван  (например, три судна объемом: 11500 куб/м + 14000 куб/м + 19100 куб/м = 44600 куб/м)

45000 $/ 44600 куб/м = 1,009 $ за 1 куб/м объема  судна.

Стоимость караванной проводки в данном случае составляла бы примерно 1 $ за 1 куб/м в одну сторону. Соответственно, чем больше судов в караванной проводке, тем меньше стоимость.

В данный момент, согласно Приказу МИУ №1059 от 26.12.2013, стоимость проводки судна фиксирована, и составляет 10856,90 $+ НДС = 13028,28 $ в одну сторону. Исходя из этого, стоимость для 1 тонны  груза напрямую зависит от размера партии, чем больше партия, тем ниже цена.

По другим портам Украины расходы по ледовой кампании состоят только из ледового сбора, при учете, что в каждом порту существуют разные ставки.

04

Ставки ледового сбора по порту Мариуполь и Бердянск существенно выше, и как было уже отмечено, это обусловлено, прежде всего, расходами на содержание ледокола "Капитан Белоусов".

К сожалению, повлиять на изменение данной ситуации и усовершенствование условий "ледовой кампании" в Мариупольском порту на законодательном уровне достаточно сложно. В этих условиях компаниям, работающим в порту Мариуполь, не остается ничего другого как делать все, для того чтобы в зимний период быть особенно лояльными к клиентам, предоставляя  дополнительные услуги, с целью сокращения логистических затрат.