На этой неделе заместитель главы КГГА Александр Спасибко заявил, что альтернативы "клеверу" на Шулявке нет, так как выбранный в мае на Градостроительном совете вариант - самый экономный. Проект организации "Киевдормостпроект" предусматривает снос углового цеха "Большевика" и постройку на его месте дорожной петли.

По словам главного архитектора Киева Александра Свистунова и начальника КО "Киевгенплан" Сергея Броневицкого, этот вариант развязки почти не вмешивается в инженерные сети и минимально заходит на участки, находящиеся вне юрисдикции "Киевавтодора". Броневицкий, к тому же, считает, что со старым цехом "Большевика" носиться не стоит - спасать там нечего.

Альтернативное решение уже много лет предлагает инженер Виктор Петрук. Его предложение - громадная трехуровневая развязка с эстакадой, реверсным кольцом и туннелем. Одно из ее преимуществ - отсутствие необходимости сносить цех. Правда, при этом придется срезать лестницу и козырек вестибюля метро "Шулявская", как видно на рендере, и полностью разрыть проспект Победы. Как минимум, это обречет окрестные улицы на несколько лет постоянных заторов, не говоря уже о переносе троллейбусных и автобусных маршрутов. 

1_04Проект трехуровневой развязки от Виктора Петрука

В ответ на слова Спасибко Петрук утверждает, что причина выбора иного варианта развязки - "страхи и фобии некоторых чиновников КГГА".

В отличие от примитивной визуализации "Киевдормостпроекта", рендер развязки Петрука нарисован действительно привлекательно. Вместо городка из ларьков у "Сильпо" - сквер, на месте зарослей у киностудии Довженко - тоже сквер, сквер изображен и на месте пятачка напротив "Прессы Украины". Сам автор утверждает, что вследствие реализации его варианта освободятся два участка общей площадью около 1 га, которые можно будет использовать под общественные пространства. Участки-то освободятся, но их доля в площади скверов на рендере - минимальна. Безусловно, такое изображение добавляет поклонников этому варианту развязки, однако благоустройство Шулявки никак не связано с типом развязки. Киоски будут стоять там, пока их не уберет городская администрация.

d37de4cee0a297dac8b0d3ebd873be19"Клевер", выбранный киевским Градостроительным советом

Петрук также подчеркивает, что результаты транспортного моделирования, проводившегося энтузиастами на свободных площадках на окраине Киева, показали, что трехуровневая развязка пропустит почти вдвое больше авто - 21 тысячу в час против 13 тысяч сейчас. К этому утверждению есть несколько вопросов. Кольцо на среднем уровне развязки - реверсное, движение по нему осуществляется в обратную сторону, что собьет с толку водителей. Последние десятилетия Киев, наоборот, уменьшает количество круговых развязок в пользу клеверов - пример тому Керченская площадь, прорезанная дорогой Бориспольская площадь, Одесская и другие крупные развязки.

Другой аспект - эстетический. По сравнению с развязкой Петрука утвержденный властями вариант - малое зло. У него всего лишь два уровня - наземный и эстакада. Развязка Петрука трехуровневая. Не говоря о стоимости ее строительства, цене переноса, развязка вряд ли украсит город. Пешеходам Виктор Петрук предлагает проходить сперва по подземным переходам, а затем по мостику, зажатому между эстакадой, кольцом и туннелем. Если перенести вопрос в политическую плоскость, строительство монструозных развязок в городах в наше время - практика скорее авторитарных режимов (Китай), чем демократий. В США, Европе и других прогрессивных обществах устаревшие эстакады превращают в парки. Пример тому - развязка в Сеуле, недавно переоборудованная в парк.

На фоне сеульского парка странно выглядят слова одного из сторонников развязки. "Новое и прогрессивное всегда тяжело пробивается, но потенциал проекта заключается в том, что если развязка Петрука будет построена, то этот проект начнут копировать по всему миру по причине малой занимаемой площади". Как сказать. Вряд ли кто-то в развитых странах предпочтет такую конструкцию парку и тихой узкой улице.

В группе "Киевляне за развязку Петрука на Шулявке!" архитектор Влодко Зотов справедливо поинтересовался, в чем преимущество предложенной развязки перед утвержденной. "Транспортный поток нужно распределять, а не концентрировать на магистралях. Поэтому нужно создавать не развязки, а распределенную улично-дорожную сеть", - написал архитектор. С этим можно согласиться. Не совсем очевиден смысл постройки такого монстра ради увеличения пропускной способности. Ведь поток автомобилей все равно упрется в светофоры на улице Елены Телиги, в бутылочное горлышко туннеля на Петровке или в Московский мост. В этом случае нужно либо полностью перестраивать Малую Окружную дорогу, превращая ее в автобан, либо действительно распределять поток авто по остальным улицам.

551262_445131205507887_431286804_n

А Виктор Петрук, к слову, предлагал и Почтовую площадь превратить в гигантскую развязку с тремя эстакадами и кольцом на Владимирском спуске. Реализованный вариант - не лучший, но, глядя на проект Петрука, все равно радуешься, что он не был осуществлен.