По итогам первого полугодия 2018 года объем перевалки в украинских портах незначительно снизился (на 3%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из положительных моментов - увеличение экспорта металлопродукции в противовес снижению экспорта ЖРС и уменьшения грузопотока зерновых (минус 9%). Украина экспортирует больше продукции с добавленной стоимостью, что однозначно положительный фактор. Однако помимо положительных фактов, наблюдаются и достаточно тревожные тенденции. Если взглянуть на перевалку по регионам, становится видно, что наибольшее падение перевалки демонстрируют Бердянск и Мариуполь, расположенные в Азовском море.
Азовские порты Украины больше всех пострадали от аннексии Крыма и вооруженного конфликта на востоке. Разрыв традиционных железнодорожных маршрутов привел к тому, что Бердянск и Мариуполь стали неконкурентными с черноморскими портами для ж/д поставок из северо-восточных регионов Украины. Ограничение надводного габарита судов в связи с Керченским мостом привело к дальнейшему сужению грузовой базы, а постоянные задержки российскими госорганами судов, идущих в/из Мариуполя и Бердянска, ведут к дальнейшему снижению привлекательности этих портов.
Наглядно демонстрирует уход грузопотока из портов тот факт, что за период с 2013г доля азовских портов в портовой перевалке снизилась с 12% до 6% в 1пг 2018г.
Оба порта являются градообразующими предприятиями и ухудшение их работы ведет к росту напряженности в регионе, от работы портов зависит уровень жизни значительной части населения Приазовья.
В то же время не все факторы, влияющие на оборот портов, являются внешними. Бердянск и Мариуполь заиливаются и теряют глубину. Например, паспортная глубина Мариупольского порта составляет 9,15м, в то время как сейчас подтвержденная глубина 7,7м. На фоне внешних проблем, ситуация с дноуглублением Мариупольского порта становится критической. АМПУ пытается решить эту проблему, тендер на дноуглубление в Азовском море объявлен уже в третий раз, однако шансы на его успешное проведение невелики из-за напряженности в регионе. Предыдущий тендер не состоялся: подался только один участник, поскольку дноуглубительные компании мирового уровня высказывают обеспокоенность из-за сложившейся геополитической ситуации и по разным причинам не хотят участвовать.
Однако решать проблему с обмелением необходимо уже сейчас. Частично это можно сделать за счет собственного флота АМПУ, и шаги предпринимаются. В Азовское море уже заведен земснаряд «Меотида», работа которого сдерживает заиливание. В частности, с конца декабря «Меотида» выполняла работы в Мариупольском порту - объем работ за первое полугодие составил около 145 тыс. кубометров, что позволило увеличить проходную осадку в порту с 7,5 до 7,7 метров. Но силами одного снаряда выполнить весь необходимый объем работ невозможно, необходимо использование дополнительной техники, находящейся в распоряжении АМПУ. В свете неудачных тендеров на дноуглубление, чем дольше такое решение будет откладываться, тем выше риск потерять наши азовские порты.
Помимо экономического, есть еще социальный и политический аспекты проблемы, ведь Бердянский и Мариупольский порты имеют жизненно важное значение для развития экономики восточных регионов Украины, которые серьезно пострадали в результате действий РФ, успешная работа портов является серьезным фактором снижения социальной напряженности в регионе. Ну и, в конце концов, сохраняя порты, Украина сохраняет свое присутствие в акватории Азовского моря как морская держава. Согласитесь, с шаландами, которые только и смогут заходить в обмелевший Мариуполь, это сделать невозможно.