Несмотря на то, что на дворе 2021 год, который стал продолжением года предыдущего, внесшего существенные коррективы в мировую экономику в целом и украинскую в частности, долгосрочные стратегии и планы украинское правительство уже озвучило. В том числе и те, что связаны с транспортной сферой, одним из самых «проблемных» секторов украинской экономики. В ряде источников по состоянию на 2019 год наша страна занимала далеко не почетное 59 место в мире по качеству транспортной инфраструктуры. Более того, статистика неумолима:

  • более 90% дорог в стране находятся в изношенном состоянии.
  • Индекс качества дорожной инфраструктуры - 3 (для сравнения в Нидерландах - 6,4). С авиационной и портовой инфраструктурой ситуация ненамного лучше - индекс качества и одной, и второй составляет 4. Такая позиция отодвигает нашу страну на 119 место в мире.
  • Объемы перевозок в период с 2013 по 2019 годы существенно сократился из-за военных действий с РФ. А в 2020 году на фоне глобальной пандемии этот объем «просел» еще существеннее.
  • Объем транзитных грузов через Украину также сократился с 29 млн. тонн в год до 11 млн. тонн в год для портовых перевалочных грузов, и с 32 млн. тонн в год до 14 млн. тонн в год для железнодорожных перевозок. 

И это далеко не полный перечень проблем, с которыми страна сталкивается как на государственном, так и на местных уровнях. Что же предлагает правительство в долгосрочной перспективе? Рассмотрим утвержденные стратегические векторы развития в период с 2021 по 2030 годы.

Основные проблемы отрасли: реалии 2021 года 

Вкратце мы уже упомянули о критичном состоянии транспортной сети, а именно: более чем двукратном снижении объемов транзитных перевозок. Остановимся подробнее на том, какие проблемы предстоит решать нашей стране в десятилетней перспективе.

  • Устаревшая инфраструктура, причем не только автодорожная. Речь идет обо всех видах сооружений, служащих транспортной сети - мостах, железнодорожном полотне, взлетных полосах аэропортов.
  • Монополизация отрасли: не секрет, что управление ключевыми объектами в сфере транспортной инфраструктуры - приоритет монополистов, Укрзализницы, в частности. Отсутствие эффективного управления государственными предприятиями. А именно: крайне нерациональное использование средств - содержание аппарата, операционные издержки, приоритетность инфраструктурных проектов.
  • Отсутствие логичной и последовательной стратегии создания условий для привлечения транзитных грузопотоков Украины, как крупного хаба.

  • Борьба с коррупцией на всех уровнях - вечный дамоклов меч нашей страны.

Какие меры предлагает украинское правительство для решения возникших проблем? 

Разумеется, для выполнения стратегий развития транспортной и таможенной сферы понадобится внедрение точечных решений. И сегодня такие задачи уже разработаны. К ним относятся:

  • Для решения проблем с устаревшей инфраструктурой и монополизацией предлагается классический метод вливания денег из государственного бюджета методом концессий для проведения текущих и капитальных ремонтов. А монополизацию предлагается устранить при помощи государственных рычагов влияния.
  • Для организации достойного уровня менеджмента украинское правительство предлагает организовать национальную комиссию для регулирования транспортной сферы.
  • С этой же целью предлагается реформировать менеджмент АМПУ и УЗ для получения более очевидных результатов работы этих структур.
  • А вот для улучшения ситуации в международном транспортном потоке предлагается использовать интеграцию в транспортную сеть евросоюза - логичное продолжение общей внешней политики 2014-2020 годов.

Но это все пока что в общих словах. А что же можно сказать о мировой стратегии продвижения Украины, как влиятельного игрока транспортной сферы?

Глобальные стратегии продвижения Украинской транспортной сети и инфраструктуры на мировом рынк е

Что определяет украинскую внешнюю политику вот уже 7 лет? Разумеется, отход от Таможенного союза и интеграция в европейское сообщество. Именно этот лейтмотив звучит в основе стратегических планов страны с прицелом на 2030 год. 

Что ставится в приоритет для наземного транспорта?

  • Обновление дорожной инфраструктуры (этому и в 2020 году было уделено немало средств, жаль, что из фонда для борьбы с пандемией, а не из специально организованных статей расходов).
  • Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта - идеи Intercity нужно развивать.

Для водного транспорта правительство предлагает полную реновацию стратегии работы и сотрудничества, развитие логичного и правильного взаимодействия на местах стыковки водного, автомобильного и ж/д транспорта (перевалочные пункты в портах), а также прицел на развитие речного транспорта - отрасли, которая в последние два десятилетия переживает очевидный кризис.

Для авиасообщения правительство предлагает следующий спектр действий:

  • Упор на развитие внутреннего авиасообщения, что вполне логично и перспективно, ведь в пик сезона удовлетворить потребности даже украинского населения во внутренних перевозках невозможно.
  • Строительство новых аэропортов для расширения авиатранспортной сети Украины.
  • Развитие мультимодальных транспортных центров - то, чего очень не хватает нашей стране для оптимизации нагрузки и перераспределения грузопотоков.

А что по поводу тарифов и монополизации? Сегодня именно эта сфера вынуждает многие логистические компании отказываться от своей деятельности. В долгосрочной перспективе стратегия государства такова: регуляцию тарифов должна осуществлять независимая регуляторная система. Отдельно в этой же сфере предусматривается идея общественно важных перевозок, как отдельного направления.

А вот с АМПУ украинское правительство решило поступить классически: в очередной раз реформировать и заменить все руководство. И даже перспектива привлечения быстрых инвестиций в эту сферу не отменяет недостаточного включения в эту сферу. 

И, в завершение, хочу сказать о потенциале нашей страны.

Украина имеет удобное и привлекательное положение: в географическом центре европы на пересечении международных транспортных коридоров. Выход к двум морям, наличие сети железнодорожных и автомобильных путей сообщения европы с Азией, пролегающих через нашу страну, нельзя недооценивать. Нельзя не отметить риски, связанные с не прогнозируемыми действиями нашего северного соседа, в частности - ограничение судоходства в Азовском море, что может повлечь серьезные трудности с обработкой грузопотоков через транспортную инфраструктуру Приазовья. 

И Украина-2030 в видении нашего правительства просто обязана занять важное место в мировых грузоперевозках. И все текущие стратегии развития транспорта и инфраструктуры призваны работать именно на этот результат.