В рамках поездки по Германии с целью изучения опыта работы предприятий, специализирующихся на логистике аграрных грузов, первой представилась возможность посетить одну из штаб-квартир компании Agravis – крупного игрока на немецком рынке.
Специалисты компании рассказали о том, как организована логистика аграрной продукции, кто является участниками цепочки, приоритет каким из видов транспорта отдается и почему.
Вывод от услышанного такой – общие принципы логистики у нас и у них схожи, и в чем-то сейчас эта схожесть увеличивается еще больше. Но есть и важные отличия.
Схожести:
- Принципы формирования логистических цепочек в Германии и Украине во многом идентичны – в обоих случаях присутствуют фермеры, небольшие перекупщики, крупные трейдеры.
- По ценам в логистической цепочке мы приближаемся к немецким реалиям – уже сейчас наши цены ненамного дороже. Мы подбираемся в своей производительности, чтобы быть конкурентоспособными с европейцами.
- Общим для двух стран является то, что и у нас, и у них, радиусом, на который выгодно везти груз до терминала автотранспортом, - 200 километров
Отличия:
- Отличительными чертами можно назвать то, что львиная доля перевозок в Германии осуществляется по рекам. Подавляющий объем операций проводится без уклонения от налогообложения. То есть сформирована здоровая конкурентная среда.
- Экономика как Германии в целом, так и конкретно предприятий Agravis "заточена" на формирование добавочной стоимости продукции. Потому они значительно меньше экспортируют зерновых, нежели импортируют для последующей переработки на своих заводах. Конечно же, этому способствует и мощный потребительский рынок внутри страны.
- Соотношение использования видов транспорта является, пожалуй, одним из наиболее заметных различий. Так, Agravis перевозит 50% своих грузов по реке, 45% -автотранспортом, 5% - по железной дороге. Причем, автотранспорт немцы используют зачастую как промежуточное звено в доставке груза до речных терминалов.
У нас же все иначе. К примеру, предприятия "Мариупольской Инвестиционной Группы" 90% логистики осуществляют автотранспортом, еще 10% - по "железке".
Украинская делегация возле штаб-квартиры Agravis в Мюнстере
Отмечу, что это лишь первые впечатления, и, вероятно, Германия еще сможет нас удивить. Тем более, что график L.A.B. Logistic Agro Benchmark достаточно плотный и нам предстоит еще не одна встреча.