Один из главных вопросов функционирования украинской экономики, который сейчас остро стоит на повестке дня, - как обеспечить экспорт и вернуть валютную выручку в страну. В мирное время около 90% экспортной продукции проходило через порты. Основные объемы обеспечивали АПК и ГМК, они же приносили больше всего поступлений в бюджет.

Сегодня, в результате российской военной агрессии, украинские порты оказались заблокированными. Как следствие - под угрозу поставлена не только экономика нашей страны, но и продовольственная безопасность целых регионов планеты. Опасности подвергаются не только непосредственно украинские порты, но и в целом судоходство в регионе. В Черном море дрейфуют мины. Некоторые из них уже были обнаружены у берегов Румынии, Турции и Болгарии. Проверка показала, что указанные боеприпасы были захвачены вооруженными силами рф в 2014 году во время вторжения и оккупации Крыма.

Война, судя по всему, будет носить затяжной характер. И даже, если сценарий будет более оптимистичным, то после ее окончания понадобится время, чтобы обезопасить судоходство в Черноморском регионе. К тому же, Украине никуда не деться от соседства с государством-террористом.

Учитывая эти риски, логистику экспорта необходимо полностью перестраивать. Сейчас у Украины остается три рабочих порта на Дунае и железная дорога. Что можно сделать с такими исходными данными и есть ли шансы выйти хотя бы на половину от довоенных показателей объемов перевозок экспорта? 

Дорогу зерну и руде 

"Черное море и порты Украины являются ключевым элементом экспорта зерна и продуктов питания для остального мира. Так что российская блокада украинских портов является не только проблемой для Украины. Это большая проблема для людей во всем мире, что приводит к нехватке и повышению цен на продукты. Поэтому очень важно, чтобы эта блокада была завершена, и чтобы Украина снова могла свободно экспортировать зерно на мировые рынки, чтобы накормить людей и снизить глобальные цены на продукты питания", - заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

По результатам 2019/2020 маркетингового года по объему экспорта всех зерновых культур Украина заняла второе место в мире, пропустив вперед США. В прошлом году Украина собрала новый рекордный урожай зерновых и должна была отправить на экспорт около 70 млн т против 45,9 млн т в 2021 году.  Еще с осени участники рынка обсуждали вопрос, справится ли инфраструктура, в особенности, железная дорога и припортовые станции с такими объемами.

В нынешней ситуации говорить о рекордах не приходится. Однако и правительство, и бизнес единогласно сходятся во мнении, что экспортировать нужно. Украина за месяц боевых действий уже недополучила 1,5 млрд долл.

Участники аграрного рынка пока что осторожно прогнозируют, что объемы посевной в этом году могут составить 30-50% от площадей 2021 г., а экспорт около 50% от 2021 года. Урожайность может быть еще меньше из-за проблем с поставками удобрений и соблюдением технологических требований. А экспорт также будет зависеть от запретов и квотирования на государственном уровне с целью приоритетного обеспечения внутренних потребностей страны. 

По словам одного из крупных трейдеров, до 1 апреля существовал негласный запрет на вывоз зерновой продукции. Министерство аграрной политики ввело лицензию на такие отправки, чтобы не допустить голода в стране и сформировать необходимый запас. Но потихоньку первые экспортные отправки по железной дороге уже пошли, в частности, кукуруза. Далее пойдет масло и пшеница. "Мы начали налаживать логистику с нуля. Зерновые идут так, как никогда не шли. Это капля в море по сравнению с тем, что было. Но, ведется активная работа. Как в итоге получится - пока что неясно", - отмечает в комментарии один из трейдеров. 

Что касается металлургической отрасли, то большинство предприятий с начала российского вторжения находятся в режиме "горячей консервации". В целях минимизации вреда окружающей среде и гражданскому населению в случае атаки на предприятия со стороны россиян. "То есть заводы фактически не выплавляют металл, а значит, и не экспортируют металлопродукцию. Те предприятия, которые работают, сосредоточены на помощи Вооруженным Силам Украины и силам Теробороны. Уже изготовленный металл бесплатно отпускаем на выработку противотанковых "ежей" и фортификационных укреплений", - отмечают в ассоциации "Укрметаллургпром". Но в апреле мы уже видим, что "Запорожсталь" возобновляет свою работу и выводится из режима "горячей консервации". Также глава АО УЗ Александр Камышин рассказал о том, что перезапускает производство чугуна "АрселорМиттал Кривой Рог".   Остались в стране и другие предприятия, которые продолжают изготавливать продукцию, в т.ч. на экспорт. Если говорить о предыдущем годе, то экспортная продукция производителей горно-металлургического комплекса Украины составила 64 млн тонн (22 млрд долл. валютной выручки).

Важным вектором остается руда. Традиционно через западные погранпереходы осуществляли экспортные поставки компании "Феррекспо" и "Метинвест", обеспечивая сырьем предприятия Восточной и Центральной Европы. В текущем году к двум крупнейшим производителям может присоединиться и "АрселорМиттал Кривой Рог", заинтересованный в сбыте излишков руды на фоне падения объемов производства металлопродукции на основном предприятии. О каких объемах может идти речь, говорить сейчас сложно. В прошлом году через морские порты на экспорт было отправлено 37,9 млн т - львиная доля этого грузопотока будет искать выход на западные границы, как для поставок на метзаводы стран ЕС, так и последующей перегрузки на суда в европейских портах и отправки на традиционные рынки сбыта Китая и Юго-Восточной Азии. Естественно, затраты на логистику за счет удлинения "европейского плеча" существенно возрастут.   

Железная альтернатива

С начала полномасштабной войны россии против Украины "Укрзализныця" проделала огромную работу, эвакуировав людей из самых опасных регионов. Сейчас, по словам главы "Укрзализныци", программа эвакуации в основном завершена (кроме текущей ситуации в Донецкой и Луганской областях) и руководство железной дороги теперь сосредоточено на содействии в создании экспортных и таможенных мощностей на западных границах страны для увеличения железнодорожного экспорта взамен морскому. 

"Как только порты будут разблокированы, груз снова пойдет через них, но у нас все равно будет этот сумасшедший сосед. И этот сумасшедший сосед может создавать проблемы годами. Поэтому нам нужно развивать эти западные коридоры и иметь их в качестве плана Б с возможностью значительно расширить их в любой момент", - отмечает глава АО УЗ Александр Камышин. 

Западным погранпереходам последние годы не уделялось особого внимания - существующих мощностей вполне хватало. Общий факт в марте 2022 года пропускной способности по западным пограничным переходам составлял 1800 вагонов в сутки. Исходя из потребности и для обеспечения экспорта в текущие время есть понимание, что этот показатель должен быть существенно увеличен и необходимо принимать меры уже сейчас. На сегодня, по подсчетам УЗ, общая пропускная способность перестановки тележек c колеи 1520 мм на колею 1435 мм по таким маршрутам - 248 вагонов в сутки на основных направлениях в Румынию, Польшу, Венгрию и Словакию.

В мирное время через границу проходило около 1,5 млн т грузов в месяц. Чтобы осилить потребности экспорта АПК и ГМК нужно будет выйти на показатели минимум 7 млн т в месяц.

Сейчас же из-за общего дефицита железнодорожной пропускной способности на западных пограничных переходах, простой вагонов в ожидании пропуска составляет более 20 суток. Если говорить о продукции ГМК, то в апреле 2022 года предприятия ГМК не смогут экспортировать около 900 тыс. тонн грузов, что соответствует потере около 440 млн долл. валютных поступлений, а в мае-июне 2022 года потери уже могут составить до 1600 тыс. тонн или 770 млн долл. ежемесячно. Ситуация действительно выглядит катастрофической, ведь невозможность экспорта грозит полной остановкой производства, для тех предприятий, которые пытаются сделать все возможное для продолжения функционирования, отмечают в ассоциации "Укрметаллургпром". С учетом ГМК и грузов АПК уже сейчас необходимо решать вопрос увеличения пропускной способности западных пограничных переходов.

Какие же ключевые вызовы стоят на пути переориентации транспортных потоков и новой логистики? 

В первую очередь - расширение самой железнодорожной инфраструктуры и терминалов. Чтобы нарастить экспорт через западные границы в "Укрзализныце" создан штаб, а также отдельная рабочая группа по каждому переходу, которая занимается расширением пропускной способности участков. "Это можно сделать как за счет увеличения пропускной способности уже существующих терминалов, так и на какую-то часть терминалов можно поставить мобильные перевалки. Это довольно простая установка - автомобиль загружает кузовом в "Ковчег" зерно, "Ковчег" сразу грузит в вагон. Какую-то часть следует закрывать более мощными стационарными терминалами. Самое сложное - это стационарные терминалы, потому что строительство - это минимум год. Мобильные установки можно поставить через несколько недель", - говорит Александр Камышин. 

Параллельно глава УЗ призвал частный бизнес строить терминалы на ж/д стыках с нашими западными соседями, чтобы переориентировать грузопотоки с заблокированных россией морских портов.

Во-вторых, необходимо обеспечить равномерное распределения грузов по всем пунктам пограничных переходов. Замдиректора департамента коммерческой работы АО "Укрзализныця" Валерий Ткачев отмечает, что сегодня все стремятся попасть на три основных перехода, которые лучше всего технически оснащены. "Как результат, в Изове очередь уже на 10 дней", - говорит он. 

Третье - недостаток вагонов с тележками для европейской ширины колеи 1435 мм (например, у УЗ попросту нет таких собственных вагонов). В "Укрзализныце" рассматривают вариант "переобуть" какую-то часть наших вагонов, однако технически по габаритам подходят не все. По имеющейся у ЦТС информации, план УЗ на май по обеспечению тележками стандарта 1520 мм составляет 800 единиц.

Альтернативой также могут стать и контейнеры. Именно этот вид подвижного состава наиболее привычный для работы в странах ЕС, где уровень контейнеризации составляет в среднем 40-60% против 3% в Украине. Однако нехватка подвижного состава будет способствовать увеличению этой доли. 

"Мы переориентируем экспорт аграрной продукции на мощности железной дороги. Параллельно повышаем общий уровень контейнеризации грузовой системы "Укрзализныци", - подчеркнул министр инфраструктуры Александр Кубраков. 

В долгосрочной перспективе эксперты предлагают также вариант строительства ж/д с евроколеей от западной границы в центральные регионы Украины. Это избавило бы от необходимости перестановки подвижного состава с тележек колеи ширины 1520 мм на границе и существенно упростило бы и ускорило логистику. Но, разумеется, это потребует значительных затрат времени и инвестиций, на которые пока рассчитывать не приходится.

Четвертое - стоимость логистики. Грузоотправители прогнозируют, что затраты на транспортировку значительно вырастут, что потребует дополнительных стимулирующих мер для поддержки экспорта. Одним из вариантом называют скидки на железнодорожные тарифы для транзитных грузов, которые следуют в европейские порты для перегрузки на морские суда. Логика решения: 30-50% скидки позволили бы экспортерам поддерживать грузопоток, обеспечивая и доходы УЗ за счет возросших объемов и поддержку экономики за счет валютных и налоговых поступлений. 

Пятое - необходимо задействовать оставшиеся портовые мощности, речь идет о порте Рени. Для этого в части ж/д важно в кратчайшие сроки возобновить железнодорожную ветку Березино (Украина) - Басарабяска (Молдова) протяженностью 21 километр.

Таким образом это позволит привлечь грузопотоки в порт Рени, ведь будет обеспечен транзит по территории Молдовы (Басарабяска-Этулия). В итоге восстановление данного ж/д участка позволит обеспечить транспортировку грузов из порта Рени баржами по Дунаю прямо к румынским портам Галац и Констанца (через канал Чернавода). Это, по сути, билет в Черное море, который обеспечит экспорт украинских грузов (ЖРС, металла) и импорт угля и топлива. С дальнейшей перспективой использования для зерновых грузов.

В портовом остатке

Кроме железной дороги, по которой уже сейчас необходимо принять все возможные меры по увеличению пропускной способности на западные пограничные переходы и улучшить координацию транспортных потоков в направлении западной границы, все еще остается возможность использовать мощностей Дунайских портов. В общей сложности их объемы ничтожно малы, по сравнению с потребностями. "Все склады там забиты молдавским транзитным зерном сейчас и нам там некуда сунуться. Кроме того, эти порты могут вывезти около 100 тыс. т в месяц, против 3,5 млн т., которые вывозились ранее", - отмечают аграрии.

Еще один вариант с портами, который сейчас рассматривается, это отправка украинской агропродукции через румынский порт Констанца. Министр аграрной политики и продовольствия Николай Сольский уже обсуждал этот вопрос с министром транспорта и инфраструктуры Румынии Ионелом Скрыоштяну. "Мы с партнерами ищем альтернативные логистические пути для отправки наших грузов через европейские морские порты, в частности, румынский морской порт Констанца", - проинформировал Сольский.

Экс-замминистра инфраструктуры Украины Виктор Довгань сообщил, что также готовится план мероприятий по перевалке украинского зерна и масла не только в Констанце, но и в румынском порте на Дунае Галац.

И хотя о диверсификации экспортных перевозок сейчас и власть, и рынок по понятным причинам предпочитают детально не говорить, очевидно, что работа ведется. "Сегодня мы совместно с нашими партнерами ищем альтернативные пути для экспорта. Не хочу наперед их открывать, но есть как минимум три альтернативных варианта и частично экспорт уже идет", - заявил по этому поводу премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, добавив, что только экспорт излишков зерновых позволит Украине получить 7-10 млрд долл. валютной выручки.

Читайте также Мариупольский порт пережил не одну войну, переживет и эту – директор порта Игорь Барский о месяце жизни под обстрелами