В последние годы экологические активисты требовали от университетов, фондов и других институциональных инвесторов продать пакеты акций угольных, нефтяных и газовых компаний. Ответ на эти требования оказался довольно прохладным. Финансовые аналитики отмечают, что если эти инвесторы продадут свои доли, то другие инвесторы просто-напросто их скупят по сниженной цене. Хотя акции компаний, производящих возобновляемую энергию, показали себя надежной инвестицией, однако ископаемое топливо будет использоваться в достатке в ближайшие 20 лет. И, конечно, кто-то будет зарабатывать деньги на его добыче. Но является ли инвестирование в угольные, нефтяные и газовые компании разумным долгосрочным ходом?

Плохие новости для угля

Начнем с угля. Это самое грязное ископаемое топливо с высоким содержанием углерода. Сейчас уголь генерирует 40% углеродных выбросов в мире. Международные финансовые институции, включая Всемирный Банк и Международный банк реконструкции и развития, а также правительства, в том числе США, и несколько крупных американских банков задекларировали свое абсолютное нежелание финансировать в будущем угольные проекты. К тому же, стоимость возобновляемой энергии стремительно вырвалась вперед, а электроэнергия, произведенная с помощью угля, столкнулась с сильной конкуренцией со стороны более дешевого природного газа. (Вследствие этого, доля угля в углеродных выбросах будет уменьшаться).

Этим объясняется следующий факт. В течение пяти последних лет, несмотря на здоровую атмосферу на рынке, самые большие угольные компании США потеряли 75% их общей стоимости. Некоторые торговцы сырьем утверждают, что угольные активы настолько явно обвалились, что теперь их стоимость недооценивают.

На этом плохие новости для угля не заканчиваются. Американские угольные компании, отягощенные долгами, имеют ужасные балансы. И в самом деле, все угольные долговые обязательства, находящиеся в публичном обращении, были оценены агентством Moody’s как бросовые (или мусорные). Так, инвесторы, три месяца назад купившие бросовые облигации компании Peabody Coal уже потеряли 18% своих инвестиций. Исследование, проведенное Институтом экономики энергетики и финансового анализа (США), показывает, что американские производители угля в связи с разработкой месторождений в бассейне реки Паудер (штат Монтана и Вайоминг) накопили большие финансовые обязательства, которые превосходят их возможности на рынке.

В США не будут больше строить электростанции, работающие на угле. По оценкам Американской торговой палаты, к 2030 году доля угля в производстве электроэнергии в США снизится с 40% (данные за 2013 год) до 13%.

В США не будут больше строить электростанции, работающие на угле. По оценкам Американской торговой палаты, к 2030 году доля угля в производстве электроэнергии в США снизится с 40% (данные за 2013 год) до 13%. А издание Politico пишет о том, что "большим вопросом сейчас является то, насколько быстро произойдет это падение". В конце концов, запасы сырья не вырастут, если потребность в нем постоянно уменьшается. Даже издание Fox News опубликовало на своей интернет-странице материал под названием "Уголь мертв: Пора признать это".

Перспективы для угля не радужны и во всем мире. В последние годы две трети из предлагаемых проектов угольных электростанций были отменены. А в Европе коммунальные предприятия, работающие на угле, потеряли 37% их рыночной стоимости. Германия недавно приняла новые ограничения на выбросы CO2, которые вынудят остановиться высоко неэффективные электростанции, использующие бурый уголь. Польша по-прежнему сохраняет свою преданность углю, но ее шахты выживают только за счет крупных государственных субсидий.

5

В Азии Китай сократил свои прогнозируемые объемы импорта угля, и, по всей видимости, сократит его полное сгорание. Индия пытается отучить себя от импортного угля в течение ближайших пяти лет. А Reliance Industries, крупнейший частный энергетический холдинг страны, просто отошел от участия в крупном контракте между крупной угольной электростанцией и правительством. Экономика угольной энергетики выглядит еще более неблагоприятной по сравнению с растущим портфелем компаний, занимающихся солнечной энергетикой.

В богатой углем Индонезии усилия по созданию местных электростанций увязли в земельных спорах. В Австралии индийский конгломерат компаний Adani Group обеспечил государственные субсидии для своей шахты в угольном бассейне Галилея. Но провинциальные выборы привели к смещению проугольного правительства, и в настоящее время проект стал серьезным экономическим "неудачником", зависящим от угля и требующего возвращения 100 долларов за тонну при его текущей цене около 60 долларов за тонну. В колонке издания Sydney Morning Herald за февраль содержится предупреждение о падении промышленности в "бездну": "Спад в австралийской угольной промышленности усугубился, когда три большие горнодобывающие компании предупредили в пятницу, что рабочие места будут сокращаться, шахты закрываться, а от стоимости активов останется лишь тень по сравнению с их прежним значением".

Уголь держится до последнего

Уголь по-прежнему сохраняет свое значение. 15% угля, добываемого в мире, принадлежит к коксующемуся сорту, который используется в производстве стали. Природный газ является единственной альтернативой при производстве чистой стали. Однако, во многих местах, он стоит дороже, чем уголь, поэтому у коксующегося угля есть будущее – но это не всегда влияет на цену угольных акций.

Уголь для энергетики является дешевым, если его запасы легко добывать и удобно загружать, и если доступно достаточное количество воды, а стандарты контроля загрязнения слабы (как это часто случается). Но самые большие резервные запасы угля находятся в отдаленных местах, как Китай, Колумбия и Южная Африка, которым не хватает этих атрибутов. Уголь добывается в таких местах, откуда его перевозят на большие расстояния по железной дороге или на судне. В таких случаях экономика приходит в упадок. Горнодобывающие гиганты BHP, Glencore и Anglo America потратили 1,3 млрд долларов на угольный проект в Колумбии, который сейчас более похож на судно, севшее на мель. Прибыльный экспорт угля зависит от убыточных (для нефтяных компаний) цен на дизельное топливо. На монопольные железные дороги и порты приходится оставшаяся часть наценок.

Тем временем, ветровая и солнечная энергия продолжает рубить цены, а налоги на углеродные выбросы распространились в Канаде, Калифорнии, Европе и Китае. Индия ввела угольные сборы, которые делают возобновляемые источники энергии еще более привлекательными. Индия и Китай, два крупнейших потребителей угля, также объявили о кампании, направленной на ликвидацию безжалостного загрязнения воздуха в этих странах, что не может быть хорошим знаком для угля, если им это удастся.

В новом докладе, инвестиционной аналитической компании Mercer утверждается, что ежегодно цены в угольной отрасли будут дополнительно сокращаться на 1-5% в результате принятых глобальных мер реагирования на изменение климата. Избавиться от угольных активов четыре года назад было бы разумным шагом. Тогда доходы тускнели. Оказывается, что избавление от активов было действием не на опережение падения. Это было действие, последовавшее за ним.

Карл Поуп для Bloomberg. Перевод портала ЦТС.