Последний год оказался турбулентным для многих отраслей экономики, но портовая отрасль, похоже, быстрее других смогла извлечь из ситуации пользу. Растущие объемы перевалки на основных торговых путях показали, что в выигрыше оказываются те игроки, которые в начале кризиса предпочли инвестировать в развитие портовых мощностей. Ниже приводим список уже реализуемых или планируемых масштабных проектов в портовой отрасли в разных странах мира, инвесторы которых не побоялись вкладывать деньги в будущее развитие.

Порт Чарльстон, США

9 апреля этого года в американском Чарльстоне (штат Южная Каролина) начал работу новый контейнерный терминал - терминал Хью Лезермана. Открытие этого объекта примечательно тем, что это первый контейнерный терминал, запущенный в США, начиная с 2009 года.

Администрация портов Южной Каролины отмечает, что он увеличил пропускную способность порта Чарльстон на 700 тыс. TEU. 426-метровый причал оборудован 5 кранами и может обрабатывать суда вместимостью до 20 тыс. TEU, на самом терминале установлено еще 25 козловых кранов.

Инвестиции в развитие терминала составили более 1 млрд долл. США. Реализация проекта в конечном итоге должна превысить сумму капиталовложений в два раза. Будут построены три причала, пропускная способность объекта вырастет на 2,4 млн TEU в год.

Первые результаты не заставили себя ждать: по итогам апреля 2021 года обработка контейнеров в трех терминала порта Чарльстон (Wando Welch Terminal, North Charleston Terminal and Hugh K. Leatherman) составила более 225 тыс. TEU, что на 27,8% больше, чем за аналогичный месяц 2020 года.

"Компании, которым необходимо быстро импортировать и экспортировать товары, извлекают выгоду из имеющихся мощностей наших портов. Мы вложили значительные средства в нашу инфраструктуру, в том числе в расширение терминала Wando Welch и открытие терминала Hugh Leatherman, чтобы гарантировать, что Чарльстон сможет обслуживать самые большие суда и растущие объемы грузов, прибывающих на Восточное побережье", - отметил генеральный директор Администрации портов Южной Каролины.

Ожидается, что развитие терминала окажет существенное влияние на экономическое развитие штата и в целом позитивно отразится на развитии портовой отрасли США, поскольку сейчас большинство американских морских портов испытывают проблемы из-за чрезмерной загруженности. В марте порты Южной Каролины установили рекорд, обработав наибольшее количество грузов в своей истории - 248,8 тыс. TEU.

Повысить масштабы обработки судов в порту Чарльстон должно помочь также дноуглубление Чарльстонской гавани до почти 16 м. Это сделает ее самой глубоководной на Восточном побережье США.

Порт Саванна, США

Нечто похожее происходит и в портах соседнего штата Джорджия. В порту Саванна, который находится на границе двух штатов и всего в 130 км от Чарльстона, инвестируют в расширение мощностей 305 млн долл. в связи с резким ростом грузовых перевозок.

"Контейнерная торговля в Джорджии переживает беспрецедентный рост в последние шесть месяцев", - отмечает председатель правления Управления портов штата Джорджия Уилл Макнайт.

В частности, к концу 2021 года намерены завершить дноуглубительные работы на последней части судоходного канала, в результате чего порт сможет обслуживать контейнеровозы New Panamax. К ним относятся классы HMM Algeciras и Triple-E Maersk, которые имеют вместимость 24000 TEU и более.

Кстати, для обслуживания в порту этих и других судов Управление портов штата Джорджия заказало 20 портальных кранов RTG и 8 кранов Ship-to-Shore у финнской компании Konecranes, флагманом по поставке ходовых крупногабаритных кранов и составляющих в составе которой является украинский завод "Запорожкран". До этого момента Konecranes уже поставил в Саванну 181 кран RTG и 37 Ship-to-Shore.

В целом расширение порта будет включать новые причалы для погрузки и разгрузки судов. По словам официальных лиц, проект, который будет завершен к лету 2023 года, увеличит пропускную способность порта на 20%. Финансирование работ будет осуществляться за счет доходов от бизнеса в портах, а также облигаций, которые будут выпущены властями.

Под обслуживание новых мощностей порт наймет дополнительно 1400 новых сотрудников. В основном в Саванне ищут операторов тяжелой техники, отмечают в Управлении портов штата Джорджия.

Порт Копер, Словения

Копер - единственный крупный морской порт Словении. Однако, похоже, что его логистические возможности и выгодное расположение власти страны намерены использовать по максимуму. Еще до начала пандемии было заявлено о намерении существенно расширить мощности порта - в основном за счет дополнительной ж/д ветки и наращивания мощности контейнерного терминала.

В 2021 году, когда портовая отрасль начала стремительно восстанавливаться после пандемии коронавируса и вследствие роста объемов электронной торговли, стало понятно, насколько дальновидным было это решение. Так, в марте порт Копер установил исторический рекорд по перевалке контейнеров за один месяц - 97,1 тыс. TEU. Предыдущий рекорд был установлен ровно за три года до этого, в марте 2018-го, когда было обработано чуть более 92,3 тыс. TEU.

Чтобы ничего не препятствовало дальнейшему росту, в данный момент в словенском порту продолжается начатый в 2020 году проект расширения контейнерного терминала. "Это самый важный инфраструктурный проект в порту Копер за последние десять лет, как с финансовой, так и со стратегической точки зрения. Это увеличит годовую пропускную способность терминала до 1,3 млн TEU, а с дополнительными улучшениями в области рабочих процессов - до 1,5 млн TEU", - отметил член правления Luka Koper, ответственный за коммерческие и операционные вопросы Метод Подкрижник.

Стоимость инвестиций составляет 53,7 млн долл., частично они финансируются из программы Connecting Europe Facility (CEF).

Благодаря инвестициям, терминал будет удлинен на 98,5 м и расширен до 34 м, общая площадь увеличится до 24 830 кв. м. Строительство нового причала контейнерного терминала должно быть завершено уже этой весной, площадки для хранения контейнеров - осенью 2022 года. После завершения работ общая длина причалов терминала составит 695 м. Строительством в рамках расширения контейнерного терминала занимается консорциум Kolektor, Grafist и Adriaing.

Стоит отметить, что против расширения терминала выступали местные жители, которые опасались влияния увеличения грузооборота на свою жизнь, особенно в старой части города. Однако в 2018 году окончательное решение о строительстве все же было принято.

Что касается нового железнодорожного сообщения, то речь идет о 27-километровой ветке от Копера до станции Дивач, крупного транспортного узла. Работы по ее строительству торжественно стартовали 5 мая этого года. Линия должна быть сдана в эксплуатацию в 2026 году.

Новая однопутная линия дополнит старую, также однопутную ветку, которая отличается крутыми уклонами и практически исчерпала пропускную способность. На линии предусматривается строительство трех тоннелей, что позволит в перспективе уложить рядом и второй путь.

Порт Чабахар, Иран

В декабре 2017 года в Иране на побережье Аравийского моря заработал абсолютно новый порт - Чабахар. Это стратегически важный порт, благодаря своему расположению, открыл путь доставке грузов напрямик в Индийский океан в обход Ормузского пролива (в отличие от других южных портов Ирана, расположенных на берегах Персидского залива).

Несмотря на открытие четыре года назад, порт все еще не достиг 100% мощностей, заложенных в проекте. Последние несколько лет ознаменовались его развитием, которое было приостановлено в 2020 году в связи с антииранскими санкциями со стороны США, но возобновилось в 2021 году.

Ожидается, что уже к концу этого года состоится полный ввод в эксплуатацию этого стратегического объекта.

Инвестором порта является правительство Индии. В 2015 году страны договорились о совместном развитии иранского порта и строительстве связанной с ним железной дороги Захедан-Хаш, которая позволит Индии беспрепятственно торговать с Афганистаном (а в перспективе и с Европой) в обход Пакистана. В мае 2016 года премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил Иран и подписал соглашение об инвестировании миллионов в развитие порта и сопутствующей инфраструктуры 500 млн долл.

В январе 2021 года порт Чабахар получил из Индии первую партию портового оборудования. О второй партии, которая включает два 100-тонных крана стоимостью 7,5 млн долл., стало известно в марте. Третья партия оборудования должна быть доставлена в иранский порт к концу текущего года.

Касаемо железной дороги Захедан-Хаш, она, по словам пресс-секретаря правительства Ирана Мохаммада Багера Нобахта, завершена на 90%.

Дорога соединит Чабахар с Захеданом - административным центром провинции Систан и Белуджистан. После окончания прокладки этой магистрали останется дотянуть ее до железной дороги, которая уже проложена от пункта Серахс на границе Ирана с Туркменистаном до иранского Мешхеда и далее на юг.

Канал через Вислинскую косу, Польша

В октябре 2019 года власти Польши подписали контракт на сооружение судоходного канала через Балтийскую (Вислинскую) косу. Польско-бельгийский консорциум NDI i Besix обязался построить канал, который соединит город и порт Эльблонг с Балтийским морем. В частности, консорциум взялся за строительство порта со стороны Гданьского залива, судоходного канала и системы шлюзов, а также создание искусственного острова в Вислинском заливе.

Длина канала составит 1,3 км, глубина - 5 м. Благодаря ему в морской порт Эльблонга смогут заходить суда длиной до 100 м, шириной до 20 м и осадкой до 4 м.

В настоящее время суда попадают в Эльблонг через территориальные воды России. Таким образом, строительство канала разблокирует развитие польского порта. Строительство собственного канала необходимо для того, чтобы обеспечить национальную безопасность и экономические интересы страны. Кроме того, он позволит судам заходить в порт Эльблонг, сокращая путь на целых 100 км. Общая протяженность нового водного пути составит 22,9 км (включая пересечение Вислинского залива - 10,2 км; отрезок реки Эльблонг - 10,4 км; оставшиеся 2,3 км приходятся на канал и участок внешнего порта).

Амбиции польской стороны достигают в том числе цели развития Эльблонга в крупный порт, сопоставимый по размерам с Гданьском и Щецином. Администрация порта Эльблонг намерена реализовать фидерную модель развития порта, организовав подвозку части грузов в крупные порты Польши (Гданьск и Гдыня).

Стоимость проекта оценивается 237 млн долл.

По состоянию на апрель на объекте велось строительство шлюза и искусственного острова. Завершить основные работы по каналу планируют в 2022 году, полностью ввести в эксплуатацию - в 2023-м. Позже будут проведены сопутствующие работы, такие как углубление дна реки Эльблонг, строительство моста через нее и модернизация дорог.

Контейнерный терминал в Тунадале, Швеция

В мае этого года шведская строительная компания Peab уведомила о подписании контракта с SCA Logistics на строительство в Швеции нового контейнерного терминала. Он будет расположен вблизи будущего логистического парка Sundsvall в порту Тунадал, что находится на берегу Ботнического залива в центральной части страны.

SCA Logistics - дочерняя компания Svenska Cellulosa Aktiebolaget - крупнейшей в Европе целлюлозной компании, которая уже владеет контейнерными терминалами в близлежащих Сундсвалле и Умео.

Новый инфраструктурный объект необходим для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на целлюлозу и пиломатериалы. Поскольку контейнеры все чаще используются для перевозки как целлюлозы, так и изделий из древесины, по данным SCA, за последние пять лет объем контейнерной торговли через Тунадал более чем удвоился.

Стоимость контракта составляет 249 млн шведских крон (30 млн долл.). Начало строительства контейнерного порта мощностью 100 тыс. TEU намечено на осень текущего года, завершение - на осень 2023-го.

Помимо строительства, собственно, терминала, в акватории будут проведены дноуглубительные работы (терминал сможет принимать суда с осадкой 15 м вместо нынешних 12 м), а также построена новая набережная, где будут проведены капитальные фундаментные и свайные работы, созданы новые площадки для обработки грузов, проведен комплекс работ по обеспечению терминала электричеством, водой, отводом канализации и т. д. общий объем инвестиций SCA Logistics в объект составит 54,7 млн долл.

Новый контейнерный терминал будет расположен рядом с новым логистическим парком Сундсвалля. Последний задуман как транспортный узел, где пересекаются автомобильный, железнодорожный и морской транспорт.

Контейнерный порт в Гресике, Индонезия

В 2021 году в Гресике, что вблизи города Сурабая в восточной части острова Ява в Индонезии, намерены начать строительство нового контейнерного порта со впечатляющей проектной мощностью до 3 млн TEU в год.

Работы должны стартовать в третьем квартале 2021 года, а коммерческие операции - в 2023 году.

Порт стоимостью 1,2 млрд долл., а также промышленный парк, в состав которого он войдет, будет реализован DP World вместе с глобальной инвестиционной группой CDPQ (Caisse de dépôt et Placement du Québec) и индонезийским конгломератом Maspion Group.

В соответствии с соглашением, будет создано совместное предприятие, первое в своем роде в индонезийском транспортном секторе с участием прямого иностранного инвестора и частной индонезийской компании частного сектора.

"Индонезия стремительно развивается как одна из важнейших экономик мира. В рамках этого проекта будет создана современная эффективная инфраструктура, а также промышленная зона, обеспечивающая качественную логистику", - отметил во время подписания контракта Султан Ахмед бин Сулайем, председатель группы и генеральный директор DP World.

DP World Maspion East Java станет единственным оператором контейнерного порта. В DP World сообщают также, что будут совместно с партнерами работать над созданием интегрированного индустриально-логистического парка площадью 110 гектаров (с возможностью расширения в будущем), который будет примыкать к порту.

Это уже не первый совместный проект DP World и CDPQ: за 4 года они уже успели инвестировать 8,2 млрд долл. в 10 портовых терминалов по всему миру, находящихся на различных этапах жизненного цикла.

***

Перспективы развития украинских портов, видение расширения их инфраструктуры и инвестиционного потенциала портовой отрасли нашей страны будут обсуждаться 27 мая в Одессе на Ukrainian Ports Forum 2021.

В рамках Форума будут затронуты темы приоритетных направлений финансирования проектов в портовом секторе, инвестиционной программы АМПУ; будут обсуждаться новые проекты приватизации и государственно-частного партнерства в морских портах Украины; перспективы наращивания зерновых грузов в 2021-2022 МГ; интеграция портовых мощностей и in-land логистики в контейнерных перевозках; диджитализация морских портов и внедрение инновационных технологий, безопасности и кибербезопасности.