- Больше года в порту Южный реализуется проект дноуглубления. Какие результаты на данный момент уже достигнуты?
- Работы по дноуглублению были начаты чуть больше года назад – в феврале 2013-го. За это время нам удалось увеличить проходную осадку для судов с 14,5 метров до 17,5 метров.
- Но, согласно планов, осадка 18,5 метра должна была быть достигнута еще в апреле. В чем причины такого опоздания?
- Работы ведутся по плану и графику, которые учитывают погодные условия. Хорошая новость – в понедельник (2 июня 2014 г – ЦТС) я подписал приказ о введении с 10 июня проходной осадки 18 метров, до конца месяца проходная осадка увеличится до 18,5 метров. На сегодня технически эти глубины уже достигнуты, но ведется работа, связанная с организацией безопасности судоходства по лоцманской части. До 10 июня информация о новых глубинах будет передана в Центр электронной картографии в Норвегии, который известит об этом всех судовладельцев. Глубины будут также внесены в лоции и будут установлены соответствующее навигационное оборудование на канале. Эту работу мы выполняем совместно с филиалом «Дельта-Лоцман» ГП АМПУ и Госгидрографией. В настоящий момент проходная осадка составляет 17,5 метров.
До конца июня проходная осадка в Южном увеличится до 18,5 метров
- Кто является подрядчиком проекта дноуглубления? Насколько вы, как заказчик, удовлетворены качеством и скоростью работ?
- Работы по дноуглублению выполняет немецкая компания Mobius. Она уже выполнила около 70 процентов от всего объема предусмотренных работ и могу сказать, что результат нас удовлетворяет полностью. Компания использует высокотехнологичное оборудование и отвечает всем необходимым требованиям.
- Высказывались мнения, что услуги Mobius, как иностранной компании, стоят слишком дорого. Местные операторы обошлись бы дешевле…
- Был проведен открытый конкурс и все желающие, в том числе и местные компании, имели возможность принять участие в конкурсе на проведение дноуглубления. Нас, как заказчика, в первую очередь интересовало соотношение цена-качество предоставляемых услуг и опыт, а также способность реализовывать подобные проекты. До этого проекта в Южном такие глубины в украинских портах не существовали. Соответственно, отсутствовал опыт и оборудование. Mobius работает в Украине с 2004 года, обладает значительным опытом и технологиями, как на международном уровне так и в Украине. Эти составляющие являются очень важными для реализации такого масштабного проекта, в результате которого Южный уже стал самым глубоководным портом в Азово-Черноморском бассейне. А то, что именно глубины сегодня являются ключевым условием конкурентоспобности современного порта – убеждать уже никого не нужно. Опыт развития крупных портов Европы, таких как Роттердам и Гамбург, убедительно свидетельствует об этом.
- Почему финансирование взяла на себя АМПУ, а не частные инвесторы?
- Это практический мировой опыт, когда государство в лице портовой администрации за счет портовых сборов развивает и обустраивает акваторию, создает там необходимую инфраструктуру, а частные инвесторы, в свою очередь, вкладывают значительные средства в современные перевалочные комплексы. По этой схеме работают и развиваются как порты Европы так и наши ближайшие конкуренты по транзитным грузам в Прибалтике. Если говорить о перспективе порта Южный, то анализ заявленных инвестпроектов дает все основания заявлять, что проект существенно увеличит общее количество судозаходов, доходы от которых мы реинвестируем в развитие акватории и причалов. Только такой вариант сотрудничества позволит нам увеличить грузопоток, нарастить доходы от судозаходов, увеличить отчисления в центральный и местный бюджеты, создать новые рабочие места – это и есть те цели, для достижения которых мы и реализуем этот проект.
Кроме развития акватории, на повестке дня стоит актуальный вопрос развития железнодорожной инфраструктуры: станции Черноморская, второй железнодорожной ветки, станций Промышленная и Береговая. Актуальность развития железнодорожной инфраструктуры вызвана пределом ее пропускной способности. Поэтому грузопоток можно нарастить только при синхронном развитии обеих инфраструктур – портовой и железнодорожной. Отрадно отметить, что крупнейшие частные инвесторы выбрали для себя порт Южный как приоритетный для строительства терминалов.
Укрзализныця также рассматривает порт Южный как приоритетный и планирует достройку линии в этом направлении. Ожидаем теперь, что эти заявления будут материализованы в конкретные проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры в регионе.
Новые терминалы дадут увеличение грузопотока на 40 млн тонн – ЦТС
- Как повлияло изменение осадки на объемы погрузки-выгрузки судов? Сколько составляет реальная экономия грузовладельцев (от уменьшения погрузки на рейде)?
- Основной эффект от сделанной работы по дноуглублению уже чувствуют как судовладельцы, так и грузоотправители. Если раньше судно уходило от причалов с осадкой 14,2 метра на дозагрузку на рейде (до 18,5 метров), то с июля в дозагрузке на рейде не будет необходимости. Таким образом, грузовладельцы и фрахтователи сэкономят время и деньги. Сегодня только один день фрахта судна класса Capesize обходится в 50-60 тысяч долларов. А благодаря увеличению объема загрузки у причалов общий срок погрузки судна уменьшается на 4-5 суток. При этом ожидаем существенного увеличения грузопотока на терминалах группы компаний ТИС, т.к. ГП МТП «Южный» уже достиг предела мощности, но у его причалов смогут догружаться суда Capesize после причалов ТИСа.
- Так все-таки когда ждать заветных 21 метра?
-Рассчитываем успеть в этом году. В соответствии с планом развития порта акватория станет глубоководной у всех новых и действующих терминалов: зерновых, угольно-рудных и наливных.
Реализация проекта углубления акватории и подходного канала порта Южный (Одесская область) до 21 метра стартовала в начале 2013 года и должна завершиться в конце 2014 года, в результате чего в акваторию порта смогут заходить суда дедвейтом более 200 тыс. тонн.
Общая стоимость проекта превышает 1,1 млрд грн. и финансируется за счет портовых сборов, полученных АМПУ от судозаходов. Основной подрядчик - компания "Мебиус» (Германия).
Общий объем дноуглубления в Малом Аджалыкском лимане составляет 13,8 млн. куб.м грунта. Работы проводятся на площади 200 га.
Данный проект был утвержден распоряжением Кабмина Украины от 26 сентября 2012 года (№711-р).