Балкер China Prosperity завершил погрузку до полной осадки на терминале ГП “Морской торговый порт Южный” – полный объем судовой партии составил 198 тыс т железорудного сырья Метинвест-Холдинг. Таким образом, China Prosperity стал уже  шестым балкером типа Newcastlemaх, погруженным в порту Южный.

На сегодня, Newcastlemaх один из наиболее перспективных и динамично-развивающихся классов крупнотоннажного флота: всего в мире насчитывается 201 судно данного типа возрастом до 15 лет и около 10 судов возрастом больше 15 лет по состоянию на март 2016г. Также на судоверфях ведется строительство еще 88 судов Newcastlemaх. Среди судовладельцев флота класса Newcastlemax – ведущие глобальные компании SwissMarine, СlassicMaritime,  Bocimar.

Порт Южный получил возможность работать с судами такого класса после реализации первого этапа программы дноуглубления, первый Newcastlemaх  – FAKARAVA - зашел в Южный в мае прошлого года. Для украинских грузовладельцев увеличение размеров судовых партий и ориентация экспортных товаров на рынки Юго-Восточной Азии и поставок импортного угля в Украину открывает дополнительные конкурентные возможности грузовладельцам и фрахтователям, а экономия на логистических издержках за счет использования крупнотоннажного флота делает это направление одним из ключевых трендов для развития портового бизнеса на фоне волатильной ситуации на мировых сырьевых рынках.  О перспективах работы с крупнотоннажным флотом ЦТС рассказал  директор по морским перевозкам ООО Метинвест-Шиппинг Андрей Смирнов. 

В чем перспектива работы с NEWCASTLEMAX для грузоотправителей?

Перевозки на судах типа Ньюкаслмакс  являются достаточно перспективными, учитывая, что последние 15 лет средний размер мирового парка судов стабильно растет, только за период 2000-2010 гг увеличившись более чем на 30%. Укрупнение судовых партий дает возможность грузовладельцам  минимизировать затраты на тонну перевозимого груза, особенно в сегменте крупнотоннажных грузов – угля, руды. Ведь стоимость транспортировки одной тонны груза судами Newcastlemaх ниже, чем балкерами меньшего тоннажа.

Ключевыми направлениями доставки грузов судами типа Ньюкаслмакс являются порты Китая, Индии, а также европейские порты Роттердам (Нидерланды), Фос (Франция) и Таранто (Италия). Основные грузы, перевозимые судами данного типа – это ЖРС и уголь из Австралии, Бразилии, Южной Африки, Норвегии, США, Чили и Перу. Основная причина из привлекательности этого типа судов по направлению Австралия-Китай - дисбурсментские расходы в портах этих стран для судов типа Newcastlemaх не намного отличаются от судов типа Сapesize, а вот стоимость перевозки ощутимо ниже.

В Украинские порты суда типа Newcastlemaх заходят, когда есть необходимость доставить импортный уголь. На обратный рейс они грузят ЖРС для Китая. Nеwcastlemax и Wozmax - самые крупные суда, которые могут заходить в Черное море из-за ограничений по длине, принятых в турецких проливах. 

Текущая ситуация на рынке фрахта дает какие-либо преимущества судам этого типа?

В настоящий момент тайм-чартерные ставки достаточно низкие. Но высокие дисбурсментские расходы  в украинских портах делают использование судов типа Newcastlemaх для украинских грузовладельцев неинтересным и практически "убивают" морской импорт угля. В турецких портах, например, стоимость судозахода на $2/т меньше, чем в украинских. Это значит, что при импорте коксующегося угля турецкие металлурги сразу получают преимущество по себестоимости перед украинскими производителями чугуна и стали. 

Какая стоимость судозахода судов этого типа и какой удельный вес этих затрат в общей стоимости фрахта?

Стоимость фрахта из Черного моря в Китай для судов того типа сейчас составляет около $9,5/т. А стоимость судозахода в Южный - $3/т. Т.е. дисбурсментские затраты – это около 30% стоимости фрахта.

В абсолютном выражении стоимость судозахода Newcastlemaх в порт Южный составляет $534,8 тыс,  в том числе корабельный сбор $259 тыс., канальный сбор – $83,2 тыс, причальный сбор – $6,23 тыс, административный сбор – $7,83 тыс, санитарный сбор – $7,83 тыс, маячный сбор – $16,4 тыс, буксировочные услуги -$52,5 тыс, услуги дельталоцман (лоцман и БРЛС) – $38,3 тыс, агентское вознаграждение – $10,9 тыс. 

А если сравнивать  стоимость фрахта от ключевых конкурентов -- Бразилии и Австралии до Китая в сравнении с фрахтом из Южного?

По состоянию на  начало марта стоимость фрахта из Бразилии в Китай составляет 5.50 $/т; из Австралии в Китай - 3.00 $/т; из порта Южный в Китай 9.50 $/т. То есть очевидно, что логистика является одним из ключевых рычагов влияния на конкурентоспособность украинского экспорта ЖРС по сравнению с конкурентами. Особенно сегодня, когда ценовая ситуация на рынке крайне волатильна и борьба идет за каждый цент себестоимости.

Читайте также: Суда-гиганты в украинских портах: как переваливать грузы быстрее