в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Терминал "Укртрансагро":
как переваливают зерно в прифронтовой зоне

Военно-политическая обстановка вокруг Мариуполя за последний год несколько стабилизировалась, что способствует возобновлению перевалки грузов на здешних морских терминалах. ЦТС побывал на причалах ООО "Укртрансагро" и узнал об особенностях перевалки зерновых в нынешних условиях.

Сергей Ляликов 14 июня 2016

Несмотря на близость зоны АТО и боевых действий, Мариуполь живет своей обычной жизнью. По крайней мере, гостям города напомнить о войне здесь могут лишь блок-посты на трассах, ведущих на восток.

Постепенно восстанавливается экономика – хотя и не так быстро, как хотелось бы. Компания "Укртрансагро", занимающаяся перевалкой зерновых и масличных грузов, даже организовала аграрный форум, чтобы, с одной стороны, найти возможности дальнейшего развития отрасли в регионе, с другой – просто показать действующим и потенциальным партнерам: здесь можно спокойно грузить.

"Строительство нашего терминала было начато в 2007 году, осенью 2008-го он уже был запущен в эксплуатацию. Сегодня мы предоставляем весь комплекс услуг по приемке, накоплению, хранению и отгрузке на морские суда, железнодорожный и автотранспорт зерновых и масличных культур, а также услуги сертифицированного зернового терминала", – говорит исполнительный директор "Укртрансагро" Артем Мазный.

Сегодня перевалочная мощность терминала составляет  1 млн тонн в год, объем емкостей для хранения превышает 48 тыс. тонн.

Портовый оператор работает "в связке" с партнерской компанией – "УТА Логистик". Во главе всей этой структуры – управляющая компания "Мариупольская инвестиционная группа".

Глубина у стенки причала №1 – 7,2 м, у причала №2 – 9 м (в прошлом году здесь было проведено дноуглубление), однако оператор может грузить суда только до 8 м – такова проходная осадка Керченского пролива. Здесь могут принимать суда дедвейтом до 25 тыс. тонн (длиной до 180 м). К слову, причалы, как и железнодорожные пути, находятся на территории Азовского судоремонтного завода, который по договору предоставляет "Укртрансагро" ряд услуг.

"Первое наше судно было погружено здесь, на 1-м причале, – вспоминает директор "УТА Логистик" Павел Плотников. – Грузилось прямым вариантом, на треть – ж-д-вагонами. Они становились на завальные ямы, выгружались, потом погрузка осуществлялась грейфером. Далее мы догружали судно на 2-м причале, перетянув его на канатах. Кроме того, на 7-м причале, где вы сейчас видите ледокол, мы грузим контейнерами, еще там есть лотки, также для этого предназначенные. Фактически – у нас три причала для погрузки судов".

На противоположном причале действительно пришвартован ледокол "Капитан Белоусов". Портовики поясняют: это единственный в Азовском море ледокол, он осуществляет навигацию в ледовую кампанию для проводки судов из Керченского пролива в порты Бердянска и Мариуполя.

Сегодня перевалочная мощность терминала составляет  1 млн тонн в год, объем емкостей для хранения превышает 48 тыс. тонн. Артем Мазный проводит журналистов по территории зернотерминала, показывая автомобильные весы, а также площадку для отстоя грузовиков. "По ходу взвешивания пробоотборник автоматически отбирает пробы для анализов, затем машины отправляются на площадку, где ожидают результаты. На этой площадке помещаются около двадцати автомобилей. В пиковые сезоны мы старались размещать еще плотнее", – отмечает руководитель "Укртрансагро".

Читайте также Европейские инвесторы уже интересуются Донбассом - интервью с Мариупольской инвестиционной группой

Рядом на первом этаже небольшого здания находится производственно-техническая лаборатория, где и производится анализ прибывшего зерна. Если все в порядке, машина направляется на один из автоприемников, а после выгрузки – заезжает на другие автомобильные весы: для взвешивания "тары".

Далее расположен железнодорожный приемник, рассчитанный на одновременную обработку трех вагонов. Как и в случае с автотранспортом, после выгрузки происходит взвешивание "железнодорожной тары". Если вес зерна не соответствует заявленному или имеются спорные моменты по его качеству, ставятся в известность грузоотправители и экспедиторы, а вагоны отправляются на параллельную ветку для ожидания.

Глубина у стенки причала №2 – 9 м, но суда грузят только до 8 м – такова проходная осадка Керченского пролива. 

Глава "Укртрансагро" ведет нас на причал №2, где сегодня преимущественно производится погрузка на суда. "Наша судопогрузочная машина, в отличие от остального оборудования, уникальна, она спроектирована и построена специалистами мариупольского машиностроительного предприятия "Азовмаш", – говорит он. – Ее паспортная производительность – 500 тонн в час, но мы грузим, как правило, до 420-440 тонн. Благодаря своим двум "рукавам" машина покрывает весь необходимый радиус. Грузить обоими, правда, мы не можем, так как подводящий транспортер один – и подводит на одну или другую сторону. Но это нужно для того, чтобы покрыть весь грузовой фронт и не перемещать судно вдоль причала".

Еще в 2013/14 маркетинговом году на терминале "Укртрансагро" было перевалено 420 тыс. тонн зерновых, но уже в следующем сезоне, омраченном российской военной агрессией и попыткой захвата Мариуполя, объемы упали до 290 тыс. тонн. Открытие Новоазовского фронта отпугнуло многих партнеров, разорвав логистические цепочки. Бизнес-активность в середине 2014-го практически прекратилась – и лишь к зиме 2015-го началось небольшое "оживление". Представители "Укртрансагро" отмечают, что сегодня, когда боевые действия находятся в вялотекущем состоянии и ситуация в регионе относительно спокойна, на терминале работают и "старые" трейдеры, и новые, привлеченные компанией "УТА Логистик".

"В этом сезоне мы уже сделали 320 тыс. тонн, и еще ожидаем два судна. Думаю, всего будет 330-340 тыс. тонн", – говорит Артем Мазный. Основные объемы зерновых отправляются в Израиль, Ливан и Италию.

Впрочем, многие последствия войны еще дают о себе знать. Как говорит Павел Плотников, прямое расстояние на карте вовсе не гарантирует короткого пути для автомобиля, так как многие трассы разрушены. Железная дорога также уменьшила пропускную способность в направлении Мариуполя и увеличила протяженность маршрутов.

Основные объемы зерновых отправляются в Израиль, Ливан и Италию.

Объявлять о планах на следующий год в текущей ситуации в Мариуполе не спешат. "Конечно, мы ставим себе цели, однако мы видим, как рынок реагирует на политические и военные события в нашем регионе, поэтому ежеквартально пересматриваем и корректируем наши планы", – отмечает глава "Укртрансагро". Вместе с тем, согласно опубликованным недавно пресс-релизам, компания намеревается стать лидером по объемам экспортируемой агропродукции из региона Азовского моря к 2018 году.

Читайте также Терминал COFCO: в Николаеве ступили на "Шелковый путь"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.