В середине мая АМПУ подписала меморандум с компанией Risoil о дноуглублении и увеличении грузопотока в порту Черноморск. Для того, чтобы выполнить свои обязательства, Risoil, помимо прочего, должна построить пирс на стыке двух причалов - №10 и №11.
Мы пообщались с руководителем ГП "Морской торговый порт Черноморск" Сергеем Крыжановским, чтобы узнать повлияет ли строительство пирса частной компании на работу госстивидора, а также расспросить о планах развития порта, концессии и поезде в Иран.
Недавно Министерство инфраструктуры Украины презентовало инвестиционный проект порта Черноморск. При этом министр Владимир Омелян отметил, что желательно, чтобы это не был элеватор. Что Вы думаете по этому поводу?
Я согласен с министром. В портах уже построены значительные мощности по перевалке зерновых. Многие проекты находятся в стадии реализации. После ввода в эксплуатацию всех мощностей, на рынке обострится борьба за грузопотоки. Уже сейчас предложение превышает спрос, что привело к снижению стоимости грузоперевалки. По моему мнению, в порту необходимо строить крытые склады напольного хранения. В данных складах можно хранить как зерновые грузы и продукты их переработки, так и другие пищевые (сахар, мука) или химические грузы в мешках и биг-бегах. Также на территориях возле порта строятся производства, связанные с экспортом и импортом продукции через порт.
Для строительства элеваторов и установки силосов у порта достаточное количество тыловых площадей. Так, например, сделала компания Risoil.
Что Вы думаете о намерениях компании Risoil построить пирс в порту?
Проблема строительства пирса компанией Risoil лежит в плоскости интересов одной компании, несмотря на интересы других портовых операторов. Они хотят построить пирс на стыке двух причалов №10 и №11. Реализация проекта приведет к ограничению использования оперативной зоны причала №10, через который ГП МТП Черноморск перегружает у 1,5 млн т грузов в год. Учитывая то, что уже длительное время выведены из эксплуатации причалы №8 и №9, ограничение использования оперативной зоны причала №10 приведет к потере портом значительного объема грузов, прибывающих в порт на большегрузных судах. Строительство этого пирса будет отвечать интересам только компании Risoil, и будет, безусловно, препятствовать работе как порта, так и других предприятийй.
Однако учитывая то, что компания Risoil имеет на территории порта собственный элеватор, сначала надо рассмотреть вариант реконструкции существующих причалов №8, 9, 10 и 11 с последующим проведением дноуглубительных работ и доведение глубин у причалов до 15 м.
Создается ли на территории порта добавочная стоимость товаров?
В порту реализуется проект по переработке технологической древесины в щепу. Уже в начале августа силами порта планируется отгрузка первой партии в объеме 15 тыс. т. В дальнейшем - планируется выйти на объем двух судовых партий в месяц по 15 тыс. т. Порт также планирует реализацию еще одного проекта по переработке технологической древесины в щепу, который позволит отгружать судовыми партиями до 30 тыс. т.
На какой стадии находится проект передачи в концессию Черноморской переправы? Есть ли уже потенциальные инвесторы?
Разработкой занимается проектный офис по развитию государственно-частного партнерства "Спільно". Уже есть промежуточный вариант реализации проекта, а именно - передача пятого терминала порта в концессию. По моей информации, уже в сентябре будет завершена разработка проектной документации, с которой могут быть ознакомлены потенциальные кандидаты. На основе проекта они смогут подать свои заявки на участие в конкурсе на концессию. Сейчас свою заинтересованность в участии в конкурсе проявили компании из Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Турции и отечественная Судоходная компания "Укрферри ".
Китайская государственная компания также проявила интерес к концессии порта. Насколько реальны эти заявления?
Мне трудно ответить на этот вопрос. В течение года к нам приезжала не одна делегация из этой страны. Компании заинтересованы инвестировать в развитие контейнерного терминала, строить новые элеваторы на территории порта и осуществлять перегрузку рудных грузов. Однако время показало, что дальше предварительных выводов наше сотрудничество с китайскими компаниями не продвинулось.
В этом году ожидается большой объем импорта угля в Украину. Сможет ли порт Черноморск справиться с такой нагрузкой, если понадобится?
Возможности порта Черноморск позволяют принимать суда типа capesize с осадкой до 14 м. За месяц порт сможет принимать одно судно типа сapesize или два судна типа рanamax, с учетом интенсивного вывоза груза. Однако до конца еще не известна программа завоза угля, сроки начала его завоза и ежемесячные объемы.
Какая в настоящее время ситуация с поездом с зерном на Иран, который анонсировался Мининфраструктуры?
С того момента, как наш порт стал членом Государственной программы развития перевозок в направлении Нового Шелкового пути, прослеживается ежегодный рост объема перегрузки грузов через пятый терминал порта на уровне 10-15%, однако эти темпы для данного терминала не слишком велики. Сейчас мощности паромного терминала используются на 40%, что позволит нам выйти на объемы перевалки в 2 млн т в год. В связи с этим мы готовы принять все объемы грузов, которые будут перевозиться по этому маршруту.
Какие показатели в порту по итогам работы в первом полугодии 2017 года?
В среднем в месяц порт перегружает 1,1-1,2 млн т. На госпредприятие, как и на другие стивидорные компании, повлияла ситуация на востоке страны, из-за чего мы потеряли транзит, а это около 1 млн т чугуна, 2 млн т грузов в контейнерах и 1 млн т руды. В свою очередь, нам удалось заменить утраченные объемы новыми грузопотоками зерна и продуктов его переработки. Мы привлекли новый грузопоток экспортной глины и импортной бентонитовой глины, а также вернули после длительного перерыва грузопоток транзитной казахской серы.
На какие показатели работы планирует выйти порт Черноморск в 2017 году?
Перед нами стоит задача обеспечить прибыль предприятию, выполнять план инвестиций и развития порта. Поэтому, на первом месте финансовые показатели, а не грузооборот. Во время падения объемов перевалки, нам приходится менять технологии. Например, после потери портом грузопотока контейнеров, мы были вынуждены переориентировать мощности контейнерного терминала на работу с зерновыми грузами, что позволило нам обеспечить прибыльность его работы. С учетом конкуренции, сложившейся в настоящее время на рынке перегрузки контейнеров, мы не видим смысла проводить демпинговую политику по отношению к контейнерным терминалам Одессы, ТИСу, Ильичевскому рыбному порту и осуществлять перегрузку контейнеров себе в убыток.
Поэтому мы для себя ставим цель осуществлять более эффективную перевалку грузов. Уделяем особое внимание экономической целесообразности перевалки. В 2017 году мы должны выйти на прибыль, предусмотренную финансовым планом - 150-200 млн грн.
Читайте также Шота Хаджишвили: Пришли люди из СБУ, которые уже были у нас в прошлом году