Порты будущего будут большими, их работа будет быстрее и разумнее, а вред окружающей среде сведется к минимуму. Другими словами, будущее портов формируется пятью явлениями, которые в английском языке, как ни странно, начинаются на букву S: размер (size), пространство (space), скорость (speed), устойчивость (sustainability) и разумность (smartness).

Размер

Размер порта напрямую связан с размером судна и размерами флота перевозчика. Большим судам нужны большие порты. А это приводит к укрупнению перевозчиков и уменьшению их количества. Как следствие, перевозчики не будут нуждаться в большом количестве портов. Таким образом, портовая система становится все более концентрированной: самые большие получают больше, остальные приходят в упадок. Важнейшим вопросом будущего станет место швартовки крупных судов. Мой самый важный вывод: до тех пор, пока заказчики будут по-прежнему видеть преимущество в заказах судов больших размеров, они будут их заказывать. Если системные и внешние затраты будут отражаться в стоимости судна, то оно подорожает в цене. В этом случае суда достигнут максимальных размеров. Бьюсь об заклад: будущие порты будут вынуждены стать намного больше.

Пространство

Большим судам нужно больше пространства в портах. В большинстве случаев оно ограничено, поскольку много портов расположены вблизи городов. Эта проблема особенно остра в успешных городах с растущим населением. Поэтому в будущем мы увидим гораздо больше портов, которые будут находиться за пределами города. Возникнет и другая крайность: возрастет количество офшорных морских портов, то есть портов, которые не являются частью береговой линии, а расположены в море, а с землей соединены только автомобильной или железной дорогой, либо баржевым сообщением. Это может быть более дешевым вариантом. Но нужно ли при этом учитывать сложные метеорологические условия в море? Смогут ли офшорные порты наладить хорошее сообщение с сушей, как это удалось городским портам?

0_a498e_cc519783_orig

Скорость

Скорость имеет важное значение для современных портов в сохранении привлекательности для перевозчиков. Высокая скорость означает лучшее оборудование, большую гибкость и лучший уровень автоматизации. Логистические цепочки настолько слабы, что являются самым слабым звеном в работе портов. Поэтому недостаточно просто быть гибким портом, который работает в режиме 24/7, то же самое относится и к таможенным, логистическим компаниям, водителям грузовиков. Готовы ли все отказаться от существующей практики не работать в ночное время или в выходные дни? Автоматизация означает уменьшение рабочих мест в порту, однако во многих случаях это нежелательно. Компромисс может выглядеть так: создает ли убыстрение обработки грузов большую стоимость, чем рабочие места, потерянные с помощью автоматизации? Этот вопрос особенно актуален в контексте стабильно низкой скорости судов на протяжении последних нескольких лет.

Устойчивость

Ни один порт не может выжить, если он не является устойчивым. Будущие порты для получения "лицензии на деятельность" должны наносить минимум вреда окружающей среде. В противном случае сопротивление местного населения приведет к переводу портов в другое место. "Озелененные" порты будут развиваться от компромиссов к беспроигрышным ситуациям: в прошлом были более или менее "зеленые" порты, в будущем порт и "зеленость" будут дополнять друг друга. Например, круговая (многооборотная) экономика, использующая отходы и остатки от одного производственного процесса в качестве сырья для другой, может открыть новые бизнес-возможности для портов, сокращая при этом выбросы углерода и затраты на энергию. Как создать эту жизнеспособную бизнес-модель для портов? Многое будет зависеть от более предприимчивого подхода портов и готовности регуляторов изменить законодательство.

gate_terminal_lucht

Разумность

И, наконец, чтобы адаптироваться к другим будущим вызовам, порту необходимо быть разумным. Для меня, разумный означает: правильное использование недостающих элементов для создания стоимости, хорошей стоимости для вложенных денег, для задействованного пространства и потраченного времени. Разумность предусматривает использование всевозможных технологий, интенсивный обмен информацией и данными, внедрение передового опыта, опробованного в портах по всему миру. Разумный порт является не просто арендодателем, а инвестором в инновации, а также передовым в применении новых идей и технологий. Разумный порт довольно далек от большинства сегодняшних портов, деятельность которых определяется, в основном, рутиной и реакционностью.

фото-71.cn_

***

Мы прошлись по пяти вопросам, которые могут формировать порты будущего. Это размер, пространство, скорость, устойчивость и разумность. Так что, не удивляйтесь, если в ближайшие годы вы увидите больше офшорных морских портов, больше автоматизированных портов, больше углеродно-нейтральных портов и больше инновационных портов.

Конечно, в будущем все будет иначе, чем мы ожидаем сейчас.

Олаф Мерк, Shipping Today 

Перевод портала ЦТС