В порту "Октябрьск" ждут инвесторов. Вчера здесь побывали представители Мининфраструктуры и ЕБРР – говорили о подготовке к реализации пилотного проекта по передаче порта в концессию. Также среди пилотных проектов ГЧП – Херсонский морской торговый порт. Это небольшие порты, но проекты концессии в них являются знаковым для Украины - от их успеха или провала будет зависеть, в каком направлении будет двигаться портовая отрасль. Параллельно Верховной Раде нужно принять несколько важных законопроектов, а правительству вместе с Мининфраструктуры подготовить проекты законов. Среди них и закон о концессии, который, как ожидается, будет готов в ноябре.
А тем временем профильное министерство начинает прощупывать возможных инвесторов, которые могли бы зайти и в крупные украинские порты, например, в Одессу. В июле текущего года стало известно о переговорах с DP World и Hutchison Port Holdings.
МИУ желает видеть в украинских портах Нutchison Port Holdings, COSCO, China Merchants Group, DP World, APM Terminals, PSA International.
"Я хотел бы довести переговоры с China Shipping и DP World до успешного завершения. Мы начали обсуждать предварительные возможности с Hutchinson Port Holdings Ltd. Существует четкое понимание того, что логистика в портах Украины не отвечает современным требованиям. Многие порты должны быть перестроены", - сказал тогда министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.
Спустя месяц замминистра Надежда Казначеева сообщила в интервью ЦТС, что министерство хотело бы видеть в украинских портах китайские компании - Нutchison Port Holdings, COSCO, China Merchants Group, а также таких мировых лидеров: DP World, APM Terminals, PSA International.
"Конечно, мы бы хотели привлечь инвестора с мировым именем… Наверняка, их аппетит больше, чем те проекты, с концессией которых мы хотим стартовать (Херсон и Октябрьск)", - поделилась Казначеева.
Пока неизвестно, продвинулось ли дело дальше желаний. Будем надеяться, что переговоры ведутся и завершатся они успешно. Мы же решили разобраться, что эти компании представляют из себя.
К сожалению для нас, деятельность большинства этих компаний сосредоточена на контейнерных перевозках, которые в Украине, как известно, не столь развиты, как в Европе или Китае. Так, в 2015 году украинские порты обработали более 0,48 млн TEU контейнерных грузов. Для сравнения, крупнейший контейнерный порт Европы – Роттердам – перевалил 12,2 млн TEU. Возможно, с приходом инвесторов ситуация в Украине изменится. А, может, изменятся сами инвесторы, которые будут вкладываться не только в контейнеры.
Hutchinson Port Holdings (Китай)
Крупнейшим портовым оператором в 2015 году была признана частная гонконгская компания Hutchison Port Holdings. Холдинг владеет 52 терминалами в 26 странах мира, суммарный грузооборот которых в прошлом году составил 83,8 млн TEU. Ближайший к Украине терминал расположен в Гдыне, на польской части Балтики. Это один из двух профильных контейнерных терминалов в порту. Среди новинок группы можно назвать открытие контейнерного терминала South Asia Pakistan Terminals в порту Карачи, Пакистан. Запуск запланирован на октябрь этого года. Вначале объект будет пропускать 250 тыс. TEU контейнерных грузов, а через пять лет объемы перевалки вырастут до 2 млн TEU. Примечательно, что Hutchison Port Holdings владеет в Карачи еще одним терминалом – Karachi International Container Terminal (KICT), контейнерооборот которого в 2015 году превысил 1 млн TEU. 80% акций Hutchison Port Holdings принадлежит гонконгскому многопрофильному холдингу CK Hutchison Holdings, остальная часть – PSA International, крупному портовому холдингу из Сингапура.
China Merchants Holdings International (Китай)
China Merchants Holdings International является самой большой портовой группой в Китае и второй по объемам обрабатываемых грузов в мире. В 2015 году терминалы компании обработали 83,66 млн TEU. Компания управляет терминалами в ведущих портах Китая – Шанхай, Шэньчжень, Гонконг, Нинбо, Гуанчжоу и другие. Они обеспечили львиную долю грузооборота группы – 61,47 млн TEU. Также холдинг управляет терминалами в странах Южной Азии и Африки. В общей сложности компания оперирует более 320 терминалами. В последнее время China Merchants Holdings International стремится выйти на европейский рынок и присматривается к портам Балтийского моря, особенно к порту Клайпеда. Не исключено, что украинские порты на Черном море также могут привлечь китайский холдинг.
PSA International (Сингапур)
Терминалы сингапурского портового холдинга PSA International обработали 64,1 млн TEU. Компания находится в государственной собственности, но это не мешает ей развиваться. Долгое время PSA существовала в формате портовой администрации, что и отразилось в названии – Port of Singapore Authority (PSA). В 1996 году администрация была корпоратизирована, а регуляторные функции были переданы новосозданной Морской и портовой администрации Сингапура (Maritime and Port Authority of Singapore). Первым инвестиционным проектом PSA International стал контейнерный терминал в Даляне (КНР). Сейчас сингапурский холдинг оперирует в Даляне двумя терминалами. Всего по миру активы PSA International включают 28 терминалов, из них 10 находятся в Китае. Фокусным регионом является Восточная Азия. Одно из последних достижений компании – открытие новейшего терминала в порту Танджунг-Приок в Индонезии. Самый ближайший к Украине объект PSA – терминал в порту Мерсин, на Анатолийском побережье Турции. Очень часто PSA International создает совместные предприятия с компаниями, из той страны, где он собирается работать. К примеру, в Турции PSA International создал СП с местным крупным инфраструктурно-инвестиционным холдингом Akfen Holding.
DP World (ОАЭ)
Ближневосточная компания DP World также является государственной, но в отличие от PSA International она была образована в 2005 году вследствие не разделения, а слияния портовой администрации и оператора. В 2006 году DP World приобрела британскую судоходную компанию P&O, в управлении которой также находилось ряд терминалов в США. Противодействие властей слиянию заставило DP World продать американские активы. Поэтому в Северной Америке компания сейчас работает только в Канаде и на Доминикане, а со следующего года присутствие будет расширено. В 2007 году DP World разместил часть своих акций на Нью-Йоркской бирже. Сейчас по всему миру у холдинга насчитывается 77 морских и интермодальных терминалов. В 2015 году контейнерооборот группы составил 61,7 млн TEU. Ближайший терминал DP World находится в румынской Констанце – Constanta South Container Terminal (CSCT), мощность которого составляет 1,2 млн TEU. Данный терминал является самым прибыльным в Румынии. Кроме того, в мае этого года был открыт терминал Яримча, неподалеку Стамбула. Его мощность равна 1,3 млн TEU.
APM Terminals (Нидерланды)
Портовая компания APM Terminals является частью датского конгломерата Møller – Mærsk и включает 72 терминала и 140 наземных объектов. В 2015 году терминалы APM Terminals обработали 36 млн TEU контейнерных грузов. История компании начиналась в Нью-Йорке, поэтому Северная Америка и Европа играют ключевую роль в развитии группы. В отличие от других игроков APM Terminals довольно широко представлен в Черном, Балтийском и Средиземном морях. В Румынии у компании есть терминал APM Terminals Romania, в Грузии – APM Terminals Poti, в Эстонии – Vopak E.O.S. (нефтеналивной терминал), в России – терминалы в портах Усть-Луга и Санкт-Петербург. Также сейчас к приему первых судов готовится контейнерный терминал в турецком порту Петлим (Измир. В строительство объекта было инвестировано около 400 млн долларов. Проектная мощность – 1,5 млн TEU, которая затем будет увеличена до 4 млн TEU.
Читайте также Надежда Мининфраструктуры: кто спасет концессию