Идея отмены НДС на внутренние рейсы оказалась среди первых, озвученных новым министром инфраструктуры Владиславом Криклием тезисов, касающихся авиации. "Наша цель - увеличить авиамобильность граждан Украины в три раза - до 15%. Если мы хотим, чтобы пассажир чаще выбирал самый дорогой вид транспортной логистики, государство должно делать шаги в этом направлении", - заявил он. По словам Криклия, Верховная Рада рассмотрит вопрос отмены НДС еще до конца текущего года. Учитывая поддержку нового правительства в парламенте, шансы на принятие этого решения высоки. Но каков будет реальный эффект от этой инициативы? И самый главный вопрос: ждет ли пассажиров существенное удешевление билетов?

"Блицкриг" на внутренних перевозках

Как известно, международные рейсы налогом на добавленную стоимость не облагаются. А вот при рейсах по Украине с каждой тысячи гривен пассажир платит НДС в размере примерно 167 гривен. 20% налогом облагается только базовая стоимость билета, так что в общей стоимости билета "вес" НДС составляет 16,6%.

Однако означает ли отмена этого налога автоматическое снижение стоимости перелетов?

Президент "Международных авиалиний Украины" Евгений Дыхне говорит, что тренд на снижение цен на билеты имеет мировой масштаб. "МАУ постоянно работает над снижением стоимости перелетов для того, чтобы конкурировать на авиационном рынке. Поэтому, если государство примет решение об отмене НДС на внутренние перелеты и у нас будет возможность снизить стоимость билета не за наш счет, а за счет НДС, который мы, получив от пассажира, отдаем государству, - это наверняка отразится на оживлении внутреннего рынка point-to-point перелетов, - говорит он. - Но ситуация изменится только на размер НДС в цене авиабилета, если авиакомпании и дальше будут нести ряд дополнительных затрат, утвержденных государством".

Сегодня регулярные пассажирские рейсы в Украине выполняют всего четыре авиаперевозчика. Кроме МАУ, это также SkyUp Airlines, "Мотор Сич" и Windrose. В сезон зимней навигации 2019/2020 года они вместе будут выполнять 156 внутренних рейсов в неделю.

"Развивать внутриукраинские рейсы - не то что не прибыльное дело, это на грани инвестиций. Поэтому сегодня очень быстрой победой для власти может стать отмена НДС на внутренние рейсы", - Александр Альба, SkyUр.

По словам совладельца SkyUр Александра Альбы, принятие законопроекта об отмене НДС на внутренние перелеты положит начало стремительному развитию перевозок внутри страны.

"Развивать внутриукраинские рейсы - не то что не прибыльное дело, это на грани инвестиций. Поэтому сегодня очень быстрой победой для власти может стать отмена НДС на внутренние рейсы. Мы активно продвигаем эту идею среди чиновников. Это наш план "Блицкриг" по развитию внутреннего рынка", - заявил он.

В SkyUp говорят, что после отмены НДС возможны два варианта событий: понижение цены билетов всех категорий, либо увеличение количества дешевых авиабилетов. "Второй вариант будет более привлекательным для пассажиров, так как билетов по 500 грн, которые есть в ограниченном количестве, будет значительно больше. Соответственно, большее количество пассажиров сможет приобрести билет на комфортный перелет по доступной цене", - объясняют в авиакомпании.

В самом деле, с политической точки зрения идея отмены НДС на внутренние рейсы сейчас выглядит привлекательной. "Идея отмены НДС на внутренних перелетах не нова, но похоже, что именно сейчас это решение могут наконец внедрить. Фискальная служба захочет компенсаторов за отмену НДС, но я уверен, что те же ежегодные 20-25% роста пассажиропотока вполне компенсируют потерю НДС на внутренних рейсах", - считает авиаэксперт, секретарь Общественного совета при Госавиаслужбе Украины Кирилл Новиков.

Еще один момент, который стоит учесть - использование НДС в оборотном капитале авиакомпаний. По мнению учредителя-партнера авиационной консалтинговой компании "Авиаплан" Евгения Трескунова, этот инструмент может быть удобен с финансовой точки зрения. "Пассажир купил билет заранее, но государству НДС возвращается по истечению месяца", - поясняет он. Таким образом, компании потеряют часть оборотных средств.

(Фото - Дмитрий Хапилин)

Борьба с наземным транспортом

Министр инфраструктуры возлагает на данное решение большие надежды. В частности, по его словам, это поможет решить проблему изолированности некоторых регионов Украины. "На Закарпатье летает только один самолет. Такие рейсы убыточны. За сезон 5 млн гривен компенсации в пользу авиакомпании должна сделать местная госадминстрация, потому что рейсы убыточны. Говорят, что мало самолетов, но эти рейсы недозагружены, потому, что дорого", - рассказал Криклий в интервью одному из украинских телеканалов.

Но обоснованы ли чаяния министра? Если взять тот же рейс Киев-Ужгород, обслуживаемый авиакомпанией "Мотор Сич", при стоимости билета в 4604 грн в одну сторону (билет на 23.10 по состоянию на 21.10), при отмене НДС он подешевеет в лучшем случае до 3840 грн. Скидка существенная, однако настолько ли, чтобы убедить пассажира лететь на самолете вместо того, чтобы поехать на поезде в купейном вагоне за 500-700 грн? Конечно, поездом на дорогу придется потратить больше 16 часов. Но и при путешествии самолетом нужно закладывать время на регистрацию, сдачу/получение багажа и прочие формальности. Так что к двум часам на борту Як-40 необходимо прибавить еще как минимум два часа, которые нужно провести в аэропортах отбытия и прибытия. И это без учета времени добирания до/из аэропорта, которые расположены далеко на так удобно, как вокзалы. При данных условиях авиаперевозчик борется только за бизнес-пассажиров.

"Если ассоциации перевозчиков поймут, что существует определенный "перекос", они также могут захотеть отмены НДС", - Кирилл Новиков, секретарь Общественного совета при ГАС.

Участники рынка признают, что главным конкурентом авиации в Украине является железная дорога. Во всяком случае, пока УЗ дотирует свои пассажирские перевозки, и цены остаются на нынешнем уровне.

"Авиация Украины и альтернативные виды транспорта - например, железная дорога - находятся в неконкурентных условиях. К примеру, "Укрзализныця" сегодня дотирует свое пассажирское хозяйство, выполняя социальную функцию, за счет грузовых перевозок. Не много не мало, а порядка 15 млрд гривен в год. У нас же - рыночная компания, которая не поддерживается никакими социальными компенсаторами, так что мы имеем невыгодные условия конкуренции с железной дорогой", - констатирует Евгений Дыхне.

Проще, по его словам, выглядит конкуренция с автомобильным транспортом ввиду стоимости топлива, техники и рабочей силы.

В то же время, по мнению Кирилла Новикова, есть вероятность того, что отмена НДС для авиации будет иметь кумулятивный эффект для наземного транспорта. "При условии, что ассоциации перевозчиков поймут, что существует определенный "перекос", они также могут захотеть отмены НДС", - предполагает он.

(Фото - МИУ)

Станет ли рынок более открытым?

Говорить о борьбе за внутреннего пассажира между авиакомпаниями сегодня не приходится. Помимо цены билета, на выбор транспорта пассажирами влияет охват аэропортов, их доступность, общая мобильность населения. Это сильно ограничивает количество пассажиров, за которых конкурируют авиаперевозчики.

"Конкуренция на внутреннем рынке имеет очень серьезную особенность. Стабильного трафика между городами Украины для того, чтобы заполнять воздушные суда, на сегодня недостаточно. МАУ, пользуясь своей сетевой хабовой моделью, имеет на внутренних перелетах до 70%, а на некоторых рейсах - до 90% транзитных пассажиров. Я плохо представляю возможность действовать на внутреннем рынке без транзитных пассажиров", - отмечает Евгений Дыхне, отвечая на вопрос, не опасается ли компания роста конкуренции в связи с отменой НДС.

Также, напоминает Дыхне, не следует сбрасывать со счетов ситуацию, в которой находятся украинские авиакомпании в связи с необходимостью облета территории России при выполнении международных перелетов. Связь с внутренними перевозками в случае МАУ самая прямая, объясняет топ-менеджер. Компания имеет хабовую модель, а значит, рост себестоимости перелета отражается на всей цепочке маршрута. "Соответственно, выстроенная сетевая модель не является сегодня эффективной", - сетует Дыхне. К таким же неконкурентным, по сравнению с иностранными авиакомпаниями, условиям руководитель МАУ причисляет и другие аспекты, как, например, акциз на топливо, НДС на ввоз воздушных судов и запчастей, стоимость кредитов в украинских банках и т. д. Таким образом, отмена налога на добавленную стоимость на внутренние рейсы - лишь малая толика того, что государство могло бы сделать для развития отечественного авиарынка.

В этом свете вопрос о том, что должно подстегнуть иностранных перевозчиков заходить на внутренний рынок Украины, остается открытым. Для того, чтобы иметь возможность работать здесь, необходимо дочернее предприятие с украинской регистрацией, которое, по идее, окажется в таких же условиях, что и существующие украинские авиакомпании.

"Мы озвучили представителям компании Ryanair и пригласили их присоединиться к рынку в том числе внутренних авиаперевозок. Для этого государство в ближайшее время предложит стимулирующие вещи в виде ликвидации налога на добавленную стоимость на внутренние авиаперевозки", - Владислав Криклий, министр инфраструктуры Украины. 

Хотя вопрос повис в воздухе. К примеру, о вероятности возобновления работы своей украинской "дочки" в Wizz Air говорят с 2018 года. Однако на недавней пресс-конференции, посвященной запуску рейсов из Запорожья, директор по персоналу холдинга Йоган Эйдхаген заявил, что пока лоукостер не готов к такому шагу. В компании признают, что условия работы в Украине становятся более либеральными, но это не является решающим фактором. "Стоит отметить, что операционный климат в Украине в последнее время улучшился, но мы фокусируемся на наших внутренних возможностях", - заявил Эйдхаген.

Очень расплывчато о подобной перспективе говорят и в Ryanair. "Мы озвучили представителям компании Ryanair и пригласили их присоединиться к рынку в том числе внутренних авиаперевозок. Для этого государство в ближайшее время предложит стимулирующие вещи в виде ликвидации налога на добавленную стоимость на внутренние авиаперевозки", - заявил Владислав Криклий на совместном брифинге с коммерческим директором лоукостера Дэвидом О'Брайаном. Последний же на это ответил, что компания готова выполнять рейсы внутри Украины, когда это будет коммерчески обоснованно. Учитывая, что перевозчик пока не видит смысла даже в открытии базы на территории нашей страны, подобная перспектива выглядит весьма туманно даже при условии отмены НДС.

В пику Ryanair, о готовности осваивать внутриукраинские маршруты накануне заявил другой лоукостер - Ernest. "С удовольствием принимаю предложение замминистра (заместителя министра инфраструктуры Александры Клитиной - ЦТС) относительно расширения нашей сети и ее распространения на украинские просторы, внутренние. Сегодня начинаем работу над получением украинской лицензии", - сообщил на пресс-конференции глава правления Ernest Airlines Шади Эль Таннир.

Стоит ли в данных условиях воспринимать отмену НДС как решающий фактор развития конкуренции? Или все же как дополнительный? Похоже, что полностью поддерживают эту инициативу компании, уже работающие на рынке, в то время как другие авиаперевозчики все еще оценивают выгоды такого шага.

Читайте также Подросли за год: Пассажиропоток аэропортов Украины 2018