Сегодня, 12 октября 2021 года, после многих лет подготовительной работы и препятствий, не всегда зависящих от Украины, на саммите Украина-ЕС было подписано Cоглашение об общем авиационном пространстве между Украиной и Европейским Союзом.

"Через восемь лет наконец подписано Соглашение об Общем авиационном пространстве. Я поздравляю Украину, поздравляю президентов и всех членов Европейского Союза. Это высокие стандарты безопасности полетов, новые возможности для граждан и бизнеса, большее количество рейсов и шире география путешествий", - прокомментировал подписание президент Украины Владимир Зеленский.

Как отметили в Офисе президента, подписанный сегодня документ предусматривает создание совместного авиационного пространства между Украиной и ЕС, что будет способствовать взаимному доступу на рынки авиаперевозок с равными условиями конкуренции.

Также в Соглашении речь идет о безопасности полетов, авиационной безопасности, организации воздушного движения, гармонизацию социальной сферы и защиты окружающей среды.

"Подписание Соглашения обеспечит углубление сотрудничества в сфере авиационного транспорта, в том числе в контексте промышленного сотрудничества", - добавили в ОП.

Что же на практике даст (или не даст) Украине подписание договора об "открытом небе"?

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль:

"Соглашение об Общем авиационном пространстве - это "авиационный безвиз" одновременно для украинских и европейских авиаперевозчиков. Украина получит такие же возможности, правила и стандарты в области авиаперевозок, как и у государств-членов Евросоюза. Мы "создаем Европу" на украинском авиационном рынке. Правительства Украины и стран ЕС больше не будут предоставлять назначения на тот или иной маршрут. Авиаперевозчики смогут сами договариваться о возможности рейсов и их количестве напрямую с аэропортами".

Еще пару лет назад, до пандемии, Евгений Трескунов, учредитель-партнер ООО "Авиаплан", отмечал, что по данным исследований в/из Украины ежегодно въезжают/выезжают около 12,8 млн иностранных граждан, из них 6,3 млн или 49% приходилось на Евросоюз. "Это дает нам понимание, насколько критической для Украины является либерализация воздушного пространства с ЕС и о каких реальных объемах мы сможем говорить, если это осуществится", - сказал он в одном из комментариев.

По его словам, еще один плюс договора об "открытом небе" в том, что это комплексное решение гармонизирует украинское законодательство с европейским. Но этот процесс займет еще несколько лет, поскольку Украине нужно будет принять или адаптировать около 200 документов.

Соглашение об Общем авиационном пространстве - это "авиационный безвиз" одновременно для украинских и европейских авиаперевозчиков, - Денис Шмыгаль, премьер-министр Украины

Как пишет Avianews, Соглашение предусматривает либерализацию авиасообщения полетов между странами ЕС и Украиной в два этапа.

На первом этапе сейчас уже сняты все ограничения для авиакомпаний Украины и ЕС на полеты между любыми городами Украины и Европейского Союза. После того, как Украина интегрирует в свое законодательство все требования ЕС, наступит второй этап либерализации - европейские авиакомпании ЕС смогут летать между городами Украины, то есть совершать внутренние рейсы у нас в стране.

Тут стоит отметить, что в сентябре, в связи с этим, глава ирландского лоукостера Ryanair Майкл О'Лири уже заявил, что авиакомпания планирует агрессивную экспансию в Украине, если будет подписано Соглашение об общем авиационном пространстве между Украиной и ЕС. "Я думаю, что мы станем крупным инвестором в Украине, когда они присоединятся к европейскому "открытому небу", - сказал О'Лири отметив, что в настоящее время Ryanair летает из пяти украинских аэропортов, но в стране, по его словам, насчитывается до 12 подходящих для работы лоукостера аэропортов.

По словам топ-менеджера, основной рынок для лоукостера будут формировать рабочие-мигранты. Также ранее в авиакомпании заявляли, что видят потенциал на внутреннем рынке страны. "Я думаю, что это будет модель, к которой мы будем агрессивно двигаться", - резюмировал О'Лири.

А такую позицию по поводу подписания "открытого неба" сегодня ЦТС озвучили в МАУ:

"Сегодня для украинских компаний нет проблем с получением разрешений на полеты в европейские страны. Чтобы обсуждать преимущества, которые предоставит договор об "открытом небе", необходимо ознакомиться с текстом соглашения.

Сейчас можно перечислить только те вещи, которые на самом деле предоставили бы преимущества украинским перевозчикам, в частности, гарантированные удобные слоты в ключевых аэропортах Европы, право осуществлять перелет между странами Европы. Однако, четкого понимания возможности осуществления авиакомпаниями Украины перелетов внутри Евросоюза до сих пор нет.

Для нас, как авиакомпании, было бы очень важно, чтобы подписание соглашения об "открытом небе" стало дополнительным толчком восстановления для украинцев более широких возможностей путешествовать в страны Европейского Союза".

Виктор Довгань, замминистра инфраструктуры Украины (2016-2019), советник Проекта ЕС:

Это очень важное событие для развития авиатранспорта в Украине.

Подписание Соглашения означает:

- больше более дешевых рейсов для пассажиров;

- усиление конкуренции между авиакомпаниями;

- увеличение инвестиций в развитие и модернизацию региональных аэропортов.

Также в новых условиях необходима будет государственная поддержка для украинских авиакомпаний (освобождение от НДС и акциза).

Думаю, что и украинские авиакомпании переориентируются на новые рынки, - Кирилл Новиков

Кирилл Новиков, авиаэксперт:

"Открытое небо" для Украины будет позитивным. Почему? Потому что это снимет бюрократические препятствия на согласование рейсов из Украины и в Украину, увеличит количество авиакомпаний, присутствующих на нашем рынке, а это, в свою очередь увеличит конкуренцию, что повлияет на стоимость билетов. Прогноз такой, что на протяжении года после окончательной ратификации "открытого неба" может как снизиться стоимость билетов на наиболее популярных рейсах, так и увеличится выбор вариантов маршрутов авиапутешествий.

Также нужно понимать, что "открытое небо" - это не единственный путь, по которому сегодня двигается украинская авиация. Речь о подготовке авиационной инфраструктуры. Это второй большой вызов, с которым государство пока успешно справляется. Если эти темпы удастся сохранить, то обновленная инфраструктура органично дополнит подписанное "открытое небо". Это означает, что у авиакомпаний, которые захотят летать в Украину, будет наконец выбор, в какие города летать.

Третий момент - это шаги правительства, направленные на оживление внутренних рейсов. Инструментарий очень простой: отмена НДС на внутренних рейсах, уменьшение акциза на авиатопливо и дальнейшая имплементация украинского законодательства к европейскому.

Что касается появления новых перевозчиков, то и украинские авиакомпании имеют хороший запас, чтобы предлагать новые варианты маршрутов. Но до подписания "открытого неба" они не могли это предлагать так легко, как это возможно после подписания. Думаю, что и украинские авиакомпании переориентируются на новые рынки.

Отвечая на вопрос, не несет ли Соглашение определенных осложнений для украинских авиакомпаний, Евгений Трескунов говорит:

"Любая конкуренция авиакомпаний - это преимущество для пассажиров и грузоотправителей, потому что есть выбор и цены оптимальные. Но для самих авиакомпаний - это низкая маржинальность и риск финансовых потерь.

Единый авиарынок с ЕС - это одновременно усиленная конкуренция по рейсам в/из Украины, но и возможность выхода на равных на рынки ЕС. Теперь при спорном вопросе с аэропортом или авиакомпанией ЕС, отечественный авиаперевозчик получает право обращаться на равных правах в институции ЕС.

Что касается аэропортов, то для получения полноценных преимуществ аэропортов в регионах нужны следующие предпосылки:

- надлежащая инфраструктура аэропортов (принимать без ограничений А320 и В737-800 - это как минимум);

- опыт и полная сертификация для наземного обслуживания самолетов и пассажиров (подтверждается аудитами авиакомпаний ЕС);

- наличие туристического продукта: аргумент, почему граждане ЕС должны тоже лететь в этот аэропорт/регион?

- профессиональная маркетинговая работа аэропорта и местных властей с авиакомпаниями.

Если это все готово, как во Львове, Харькове, Запорожье и Одессе - они первыми получат преимущества. Все остальные - по готовности.

В таком случае основные преимущества:

- быстрый рост сети прямых маршрутов: украинцы в регионах могут путешествовать удобно и дешево и не должны добираться в Киев, чтобы улететь в ЕС;

- существенный рост туристической и инвестиционной привлекательности того региона, где есть современный аэропорт и полетели международные рейсы;

- развитие экспорта и деловой активности.

Пример Польши показывает, что после присоединения к авиарынку ЕС до 2019 года пассажиропоток всех аэропортов вырос в 8 раз- до 45 млн пассажиров. И что важно для регионов - их аэропорты наращивали пассажиропотоки быстрее".

После ратификации Соглашения нужно инициировать пересмотр отдельных положений. В частности, вопрос доступа на внутренние рынки дискриминационный. Там есть следующие ограничения: для полетов внутри Украины европейские компании просто заходят и работают, а украинские авиакомпании на европейском рынке так работать не могут, - Владимир Омелян

Владимир Омелян, экс-министр инфраструктуры Украины:

"Это большой плюс. Это окончательное разрушение монополий, которые были. Теперь не будет никаких двухсторонних ограничений в полетах. Но полноценно Соглашение заработает де-юре после ратификации, хотя все его положения могут быть имплементированы сразу с 1 ноября или с 1 декабря (это зависит от того, как быстро правительства обменяются нотами).  

Мы будем иметь преимущество в том, что все те ограничения по прежним маршрутам, которые регулировались двухсторонними соглашениями, сейчас фактически будут сняты. Авиакомпании будут планировать свою деятельность, исходя из оценок трафика и собственных возможностей.

Второе - очень важно, чтобы правительство сейчас сконцентрировало максимальные усилия на имплементации (около 20 или 24 Директив ЕС необходимо принять и имплементировать для выполнения этого Соглашения). После чего договор заработает полноценно в сферах безопасности, экологии, выделения слотов, маршрутов и пр.

Дальше есть вопрос по физической инфраструктуре. К сожалению, нет прогресса по строительству новых аэропортов. Потому что даже те скромные анонсы, которые давались (Херсон, Полтава), мы понимаем, что это не строительство новых полос, а реконструкция существующих. Это не то, что было нужно. Мы уже имеем анонс Ryanair, который готов использовать до 12 аэропортов Украины и базировать 20 своих самолетов, а инфраструктуры под это реально у нас нет.

Еще один момент - украинские авиакомпании будут работать в равных условиях с европейскими. Европейские компании имеют доступ к дешевым финансовым ресурсам, имеют скрытую поддержку от своих правительств. Украинские авиакомпании выживают самостоятельно (даже во время пандемии они не получили от власти ни одной гривны).

Поэтому эти два вопроса нужно решать: строить аэропорты и поддерживать наши авиакомпании. Чтобы не возникло потом ситуации, что мы вообще окажемся без собственных авиакомпаний, что, к сожалению, возможно.

Кроме того, после ратификации Соглашения нужно инициировать пересмотр отдельных положений. В частности, вопрос, касающийся доступа на внутренние рынки, явно дискриминационный. Соглашение было парафировано еще в 2013 году и там есть следующие ограничения: для полетов внутри Украины европейские компании просто заходят и работают, а украинские авиакомпании на европейском рынке так работать не могут. Они должны летать условно Львов-Варшава-Краков или Киев-Берлин-Мюнхен, а конкретно летать внутри другой страны права не имеют. Поэтому тут пересмотр нужно инициировать.  

А из позитива: люди получат больше маршрутов - более интересных, дешевых; смогут получать компенсации за сорванные или задержанные рейсы. Поэтому - это однозначно большой шаг вперед".

Андрей Ярмак, руководитель "Украэроруха":

"Общее авиационное пространство означает взаимную унификацию законодательства и технических норм, и как следствие - либерализацию рынка авиаперевозок, снятие ограничений на полеты между аэропортами Украины и стран Евросоюза - и для национальных, и для европейских авиаперевозчиков.

Следует заметить, что в сфере управления воздушным движением никаких изменений не предвидится, поскольку Украина является членом Евроконтроля с 2004 года, и аэронавигационная система Украины является частью общеевропейской. Национальный провайдер аэронавигационного обслуживания - "Украэрорух" - применяет европейские правила и нормы по всем направлениям основной деятельности. Подтверждением этого является, в частности, сертификат от Агентства Европейского Союза по безопасности полетов (EASA) о соответствии функционирования провайдера и сервисов стандартам Евросоюза".

Алексей Дубревский, генеральный директор Международного аэропорта Борисполь:

"Безусловно, для Украины это долгожданное событие. Общее авиационное пространство с Европейским Союзом оживит рынок авиационных перевозок, расширит возможности украинских авиакомпаний и ускорит динамику восстановления пассажиропотока. Конкуренция между авиаперевозчиками может пойти на пользу пассажирам, которые будут иметь больше вариантов для путешествий в страны Европы.

Мы, как аэропорт, ожидаем расширения маршрутной сети авиаперевозчиков и увеличения пассажиропотока, что в свою очередь положительно повлияет на доходы аэропорта и откроет новые возможности для развития инфраструктуры".

Читайте также Аэропорты мира в 2021 году: когда ждать восстановления. Оценка ACI World