Аэропорт Франкфурта - это не только один из ключевых и самых больших пассажирских хабов Европы, но и крупный авиационный и мультимодальный грузовой центр.
На территории крупнейших воздушных ворот Германии существует две зоны для обработки грузов: CCN (Cargo City Nord) и CCS (Cargo City South). В первом обслуживается Lufthansa Cargo, тут находится база перевозчика, технические мастерские, автоматизированный склад и Animal Lounge - крупнейший в ЕС центр, через который транспортируются животные и который с момента своего открытия в 2008 году уже принял более миллиарда представителей животного мира.
В южной части аэропорта обслуживаются остальные грузовые авиаперевозчики, среди которых Air Bridge Cargo (специализируется на перевозках крупногабаритных, нестандартных и скоропортящихся грузов), Cargo Logic Air, DHL, Cathay Pacific Cargo, Asiana Cargo и т.д. Управление здесь осуществляет компания Frankfurt Cargo Services (50% - Fraport, 50% - Air Bridge Cargo). В Cargo City South расположены также офисы крупнейших логистических компаний: DHL, FedEx, Kuehne&Nagel, UPS, TNT Express, Schenker.
Расположение аэропорта Франкфурт на карте европейских и мировых авиационных маршрутов также объясняет смысл существования одного из самых крупных в Европе центров по обработке свежих и скоропортящихся товаров именно в этой воздушной гавани.
Наличие центра по обработке свежих и скоропортящихся товаров, в принципе, нормальное явление для крупного аэропорта. Такие центры, но в меньших масштабах, присутствуют в аэропортах Парижа, Лондона, Амстердама, Мадрида, а также Осло (специализируется только на экспорте рыбы из Норвегии, обрабатывает до 220 000 т свежей рыбы и морепродуктов в год).
Perishable Center в аэропорту Франкфурта, на котором нам удалось побывать, существует с 1995 года. Он был основан тремя компаниями (Nagel Group - 50%, LUG/Dettmer - 40%, Fraport - 10%), и на сегодняшний день содержит персонал из более 120 человек, которые работают 7 дней в неделю и 365 дней в году в круглосуточном режиме.
PCF расположен в Cargo City Nord - северной зоне обработки грузов в аэропорту Франкфурта, которая, как уже было сказано, также является базой перевозчика Lufthansa Cargo. Общая площадь логистического центра составляет 12500 кв. м, из которых 900 кв. м приходится на складские помещения, 2600 кв. м - офисы, а 9000 кв. м разделены на 20 климатических зон с диапазоном температуры от -25 С до +25 С. Тут также располагаются офисы местной таможенной службы, ветеринарной службы и службы по охране растений федеральной земли Хессен.
В 2018 году центр обслужил более 120 000 т грузов, что в пересчете на дни дает в среднем около 330 т свежего и скоропортящегося груза в день, хотя в пиковые дни загрузка центра доходит до 900 т свежего товара в день.
Здесь можно найти в буквальном смысле очень многое: от обычного и красного лука из Турции до живых лобстеров, а также многочисленных ящиков, наполненных манго, папайей, драконовым фруктом; экзотическую рыбу-меч, мидии, устрицы, целые ящики роз и контейнеры с медикаментами.
PCF, как Port of first Entry, имеет право самостоятельно импортировать, контролировать, хранить и обрабатывать чувствительные к температуре товары из третьих стран. Признание центра полноценным пограничным пунктом ЕС дает клиентам и партнерам опцию того, что товары будут импортированы безопасно и согласно правилам и нормам ЕС.
Процесс обработки груза в PCF выглядит следующим образом:
Вскоре после приземления самолета свежие продукты поступают в помещение центра в специальной холодильной установке. Температура и микроклимат регулируются автоматически, а диапазон возможностей составляет от -35 С до +35 С.
Далее следует проверка товара на предмет температуры, повреждений, полноты и соответствия с имеющейся документацией.
Параллельно проводится контроль импорта ветеринарной службой или службой по проверке и защите растений федеральной земли Хессен, в случае транспортировки таковых.
Для рыбы и морепродуктов проводится также замена льда и переупаковка под надзором ветеринарной службы. При этом качество питьевой воды контролируется ежемесячно.
После таможенного оформления в базу данных заносится партия продукта со всеми деталями (название, тип, отправитель, получатель, свойства, комментарии). По завершению, товар либо прямо направляется к грузовым рампам, либо в складскую зону хранения при заданной температуре.
Процесс организован таким образом, что товары покидают Perishable Center в течение максимум 24 часов после вхождения в него, при этом для оперативности построены рампы для грузовиков вне «чистой зоны», чтобы обеспечить минимальное время обработки груза в 1 час. Отчетность полностью автоматизирована и передвижение товаров отслеживается с помощью штрих/баркодов.
Товары, требующие строгого соблюдения условий температуры и влажности, контролируются также системой Sensitech Monitoring System, датчики которой посылают на смартфон работников/заказчика/отправителяданные о состоянии товара, а также отправляют предупреждения, если значения температуры или другие показатели были превышены.
Структура обрабатываемых логистическим центром грузов такова: 47% - фрукты и овощи, 18% -цветы и растения, 15% - фармацевтические товары, 12% - свежая/замороженная рыба и морепродукты, 7% - мясо, 1% - другие товары.
Ключевыми партнерами выступают Fraport AG и Lufthansa Cargo AG. При этом LH Cargo является перевозчиком более 65% всех грузов, которые обрабатывает PCF.
Читайте также Путь кофе: Как обрабатывают кофейные грузы в Бременском порту
Все фото - Дмитрий Хапилин, заглавное фото - Air Cargo News