Авиакомпания Air Astana начала летать в Киев в марте 2013 года. За первый год работы в Украину и из Украины она перевезла 50 тысяч пассажиров. А по итогам 2018 года этот показатель составил уже 113 тысяч. Больше всего в казахстанской авиакомпании радуются динамике транзитных перевозок на украинском направлении - из 113 тысяч путешественников, летевших в/из Украины через Казахстан, 53 тысячи пассажиров были именно транзитными, показав прирост на 19%, по сравнению с 2017 годом. 

О том, какой следующий после Борисполя украинский аэропорт может начать принимать рейсы Air Astana, возможны ли в перспективе полеты в нашу страну лоукостера FlyArystan, как будет пополняться флот обоих казахстанских авиакомпаний - в интервью ЦТС рассказал Ричард Леджер, вице-президент по маркетингу и продажам Air Astana.


Ричард, вы работали в таких авиакомпаниях, как Singapore Airlines, Royal Brunei. Как Air Astana удалось переманить вас к себе?

Air Astana была создана в 2003 году, я присоединился к ней в 2006, когда президентом стал Питер Фостер, который ранее тоже работал в Royal Brunei. Он позвонил и сказал, что это абсолютно новая авиакомпания и здесь есть много возможностей для развития. Все, конечно, удивились, что я ухожу в практически неизвестную авиакомпанию, но возможность строить что-то с нуля была гораздо интереснее, чем работать по уже написанным кем-то руководствам. 

Если говорить о развитии, ранее вы сказали, что компания планирует сосредоточиться на увеличении частот уже существующих рейсов. Но все же, какие направления вам потенциально интересны?

В настоящее время, авиакомпания оценивает возможность запуска рейсов в Японию. Эта новость активно циркулирует во многих СМИ, и мы подтверждаем, что участие на данном рынке имеет коммерческий потенциал и стратегическую значимость.

В Индию большой поток транзитных пассажиров из Киева и Тбилиси.

Из существующих направлений очень интересна Индия. Так как из Индии мы возим не только туристов из Казахстана или в Казахстан, но также обеспечиваем транзит для близлежащих стран - большой поток из Киева, Тбилиси. Поэтому возможности развития этого направления очень большие.

Можете ли вы назвать, сколько пассажиров из Украины летит с Air Astana в Индию? Также вы сегодня сообщили, что есть украинский пассажиропоток на направлении в Сидней, где вы сотрудничаете с Cathay Pacific, - сколько там перевозится украинцев?

Мы, конечно, знаем все эти показатели, однако для нас это конфиденциальная информация. Могу лишь сказать, что на направлении Украина-Индия мы являемся одним из крупных игроков, на направлении между Украиной и Австралией - очень маленьким игроком (смеется).

Те трансферные пассажиры, которые летят Air Astana через Киев, куда чаще всего направляются?

Большинство наших транзитных пассажиров на рейсах между Казахстаном и Киевом, в дальнейшем следуют в Китай, Индию, Узбекистан, Таиланд и Гонконг. Украинские авиаперевозчики, соответсвенно, перевозят пассажиров из Европы в Казахстан через Киев.

Украинский пассажиропоток составляет 3% от всего пассажиропотока авиакомпании, а какую долю занимает Украина в доходах Air Astana? 

Наш неаудированный доход в 2018 году составил 840 млн долларов. Доля Украины в доходах авиакомпании соответствует доле региона в общем пассажиропотоке авиакомпании.

Сейчас на рынке трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией доминируют крупные ближневосточные авиакомпании. За счет чего вы хотите конкурировать с ними?

Отличный вопрос. Конечно, нам сложно конкурировать с Emirates или Qatar, которые, например, на направлении Лондон-Бангкок имеют по несколько рейсов в день. Поэтому у нас другой подход - мы делим всех своих транзитных пассажиров на три категории. Первая категория, это пассажиры, которых мы перевозим на региональных направлениях, например, из Урумчи в Ташкент. Вторая категория - это пассажиры, объединяющие региональные направления с дальнемагистральными рейсами, к примеру, из Урумчи в Париж через Казахстан. По этим двум категориям у нас очень сильные позиции. Третья категория - это трансконтинентальные рейсы. Здесь мы соединяем два дальнемагистральных рейса и конкурируем с крупными перевозчиками за счет цены - у Air Astana один из самых низких тарифов ASK (перемещение каждого доступного пассажирского кресла на расстояние 1 километр. - ЦТС).

В Украину сейчас авиакомпания летает только в Киев. Рассматриваете ли потенциально какие-то другие города?

Конечно. Львов является самым очевидным кандидатом. Возможно, это будут чартерные рейсы, запуском которых уже интересуются два туроператора. Но, повторюсь, рейсы должны быть коммерчески целесообразными. Сейчас мы в процессе обсуждения. На этой неделе мы будем встречаться с туроператорами и обсуждать возможность запуска рейсов в этом или следующем году.

Львов является самым очевидным кандидатом. Возможно, это будут чартерные рейсы, запуском которых уже интересуются два туроператора.

Это будут сезонные рейсы или круглогодичные?

Это будет зависеть от туроператоров.

Речь о рейсах из Астаны или Алматы?

Здесь также все будет зависеть от заказчика, то есть от туроператоров.

Лоукостер FlyArystan, который запускает Air Astana, по вашим словам, будет осуществлять только внутренние перевозки. Но, например, азербайджанский лоукост Buta Airways летает и в Украину. Допускаете ли вы все же, что через 2-3 года также можете об этом задуматься?

FlyArystan только стартует и будет выполнять внутренние рейсы. Мы, конечно, осознаем, что это будет евразийский лоукостер. Он не полетит в Украину в краткосрочной перспективе, но никогда не говори никогда. Важно понимать, что значительная пропорция трафика между Казахстаном и Украиной, это все же не только трафик point-to-point, а транзитный трафик, который растет с каждым годом и который обеспечивает Air Astana.

Сколько сейчас самолетов у FlyArystan?

Мы начинаем полеты с двумя Airbus A320 (количество мест - 180), с дальнейшим увеличением бортов до четырех. К 2022 году планируется нарастить количество до 15.

В 2019 году Air Astana получает дополнительно четыре Embraer 190-Е2. Другие пополнения флота ожидаются в этом году?

У нас в планах постепенное обновление флота. Так, со временем Embraer 190-Е2 заменят Embraer 190. То, что мы еще ожидаем, это обновление имеющихся у нас Boeing 757, которые в этом году будем выводить из парка и менять на Airbus A321neo. В Airbus A321neo будет 16 кресел в бизнес-классе и 150 в эконом-классе, самолеты будут оборудованы индивидуальной системой развлечений и подсветкой Mood Lighting.

У Air Astana есть самолеты Boeing, Airbus и Embraer. Вы не думали об унификации флота?

Есть ряд успешных компаний, у которых унифицирован флот - таких как Ryanair, ЕasyJet. Но в нашем случае такой "замиксованный" флот дает нам возможность быть гибкими на различных видах рейсов. Например, в Душанбе, Бишкек, Баку мы открывали рейсы на Embraer. Это позволяет обкатать направления на маленьких самолетах, а когда они покажут доходность, то ставить уже более вместительные воздушные суда. Мы можем маневрировать и менять самолеты, в зависимости от роста пассажиропотока и повышения спроса на тех или иных маршрутах.

У вас во флоте недавно появился самолет в ливрее с изображением снежного барса. Планируете ли развивать эту традицию и окрашивать в специальные ливреи другие самолеты? Прилетит ли такой самолет в Киев?

Одна из причин, почему мы окрасили борт таким образом, - привлечь внимание мировой общественности к проблеме исчезновения снежных барсов не только в Казахстане (в горах Тянь-Шаня) но и во всем мире. В данный момент покраска других бортов не планируется, но мы не исключаем этого в дальнейшем. Что касается возможности рейсов самолета со "снежным барсом" в Киев, то все зависит от операционной целесообразности и в зависимости от ротации.

Читайте также Приоритет, чтобы рейсы Киев-Париж стали успешными, - интервью с президентом Aigle Azur