22 сентября "Укравтодор" отрапортовал, что на 2022 км дорог госзначения завершены работы по укладке верхнего слоя, еще 800 км дорог выполнены в выравнивающем слое. Обустройство верхнего слоя и предшествующие этапы - самые дорогие в ходе ремонтов дорог. Далее - нанесение разметки, устройство обочин и остановок, установка дорожных знаков и ограждений, а затем уже - сдача в эксплуатацию. Как неоднократно анонсировалось, до конца года планируют выполнить работы на 4 тыс. км дорог государственного значения.
Работы еще предстоит много, но не менее важно - не только отремонтировать автомагистрали, но и уберечь их от разрушительного воздействия нарушителей габаритно-весового режима, чтобы через год-другой дорогостоящие работы не пришлось выполнять повторно. Урон для дороги от проезда одного грузовика весом более 12 т - в 50 раз превышает урон от проезда легкового автомобиля. А на каждую гривну инвестиций приходится 2,5 гривны потерь от проезда перегруженного транспорта, отмечали ранее в Государственном агентстве автомобильных дорог Украины.
Что же предпринимается в этом направлении и какова сейчас ситуация с перегрузом на украинских дорогах?
Главные нарушители
В последние годы практически регулярно в Украине регистрируют новый рекорд по перегрузу грузового транспорта. Из запоминающихся случаев - фура, перевезшая 115 т зерна за рейс, или ситуация в 2018 году, когда тягач, направлявшийся из Одесской области в Ивано-Франковск, перевозил 202 т груза, что превысило допустимые показатели в пять раз.
В "Укравтодоре" отмечают, что самое распространенное нарушение - это превышение разрешенной общей массы транспортного средства, которое влечет за собой превышение допустимой нагрузки по крайней мере на одну ось. А первые пилотные комплексы по автоматическому взвешиванию грузовиков в движении, установленные под Киевом, показали, что самое частое нарушение - превышение установленных ограничений нагрузки на ось. На втором месте - одновременное нарушение ограничений общей массы и нагрузки на ось. Таких случаев за полгода было зафиксировано 203,8 тыс. или 43,3% от всех нарушений.
Типичное максимальное превышение общей массы, как говорят в дорожном ведомстве, составляет от 40 до 50 т и встречается во время транспортировки машин и механизмов. Кроме того, нормы габаритно-весового контроля нарушают перевозчики зерна и строительных материалов, например, щебня. Некоторые эксперты добавляют к этому списку еще перевозчиков металлолома.
"Больше всего с перегрузом везут во время уборки урожая, когда машины грузятся из-под комбайна. Там маленькие плечи - 50-100 км до элеваторов и на этом пути нет весовых комплексов, поэтому машины спокойно берут 35-40 т груза. Также с перевесом везут пищевой налив", - рассказывает Вадим Бикулов, руководитель компании JIT+. По его словам, основной перегруз у нас движется в сторону портов - Николаев, Большая Одесса, Мариуполь, Бердянск. Кроме того, центр и восток Украины - Днепропетровская, Кировоградская, Запорожская, Харьковская и Донецкая области.
Если нарушения габаритно-весовых норм при перевозках зерновых имеют сезонный характер, то недобросовестные перевозчики металлолома вредят дорогам круглогодично. Несколько лет назад в ГАК "Автомобильные дороги Украины" констатировали, что перегруз при перевозках металла, как в случае и с зерном, фиксировался в южных регионах, то есть в направлении портов. Но это было еще до введения повышенной экспортной пошлины на лом - логично предположить, что сейчас такие перевозки сместились к промышленным центрам. Стоит отметить и то, что значительная часть рынка заготовки металлолома находится "в тени", а значит бороться с нарушителями весовых норм, да еще и нелегалами - вдвойне сложнее.
Александр Каленков, президент объединения "Укрметаллургпром" добавляет, что перегруз металлолома больше всего сконцентрирован в промышленных регионах и местах, где идет первичная ломозаготовка. "Лом, который уже агрегируется большими партиями, - отправляется на заводы по железной дороге", - отмечает он.
Что с контролем?
Государственным органом, призванным контролировать нарушения габаритно-весовых норм на автодорогах, является "Укртранбезпека". Но за ней закрепился стойкий коррупционный шлейф, и, несмотря на то, что ведомство регулярно рапортует о выявлении нарушителей, система построена так, что фиксируется лишь малая часть нарушений, а большинство водителей знают, как обойти весовой контроль. Этим летом президент Владимир Зеленский даже снял видеоролик с обидным обращением к дальнобойщикам, обвинив их в том, что те разрушают дороги, когда везут грузы с превышением норм и не платят за это штрафы. Дальнобойщики ответили, что система не работает в целом, что и стимулирует к нарушениям.
Еще в сентябре 2019 года министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий обещал "перезагрузку" "Укртрансбезпеки". "После того, как будет реформирована "Укртрансбезпека", дороги в Украине будут "жить дольше", за счет того, что исчезнет основная причина их разрушения - перегруженный автотранспорт", - отмечал он.
Но участники рынка автоперевозок скорых изменений не почувствовали. "Жесткого контроля нет - приехали, обозначили свое присутствие и уехали… Контроль происходит выборочно и по согласованию со всеми перевозчиками. Есть масса телеграм-каналов, где сообщается, о работе "Укртрансбезпеки", - комментировал ситуацию в начале года собеседник ЦТС.
"20-30% перевозчиков все равно везут с перегрузом и это обусловлено тем, что весовые комплексы работают не круглосуточно. Поэтому все отстаиваются днем и едут ночью, или наоборот", - рассказывает Вадим Бикулов.
Очевидно, что проблема требует комплексного решения - от усиления контроля и штрафных санкций до минимизации человеческого фактора в процессе контроля и снижения таким образом коррупционных рисков.
Weigh-in-Motion нам поможет
Основным инструментом по обеспечению автоматизации процесса габаритно-весового контроля должно стать полноценное внедрение системы взвешивания автотранспорта в движении - Weigh-in-Motion или сокращенно WiM. Работу первого такого комплекса, установленного на подъезде к столице на трассе М-06 Киев-Чоп, презентовали осенью прошлого года. Еще тогда говорилось о том, что для такой большой страны система должна иметь около 250 подобных комплексов. Особенно, на подходах к портам и большим городам. Для примера, самая обширная сеть - 87 единиц - в Венгрии. Однако, эксперты не раз отмечали, что ремонт дорог потом обойдется еще дороже.
В пилотном проекте стоимость одного комплекса составляла около 1 млн долл., но в "Укравтодоре" сразу отмечали, что для строительства остальных цена должна быть гораздо ниже. В Госагентстве инфраструктурных проектов, к примеру, рассказали, что 20 закупаемых ими комплексов обойдутся в общую сумму 281,4 млн грн, то есть в среднем - 14 млн грн. "Один комплекс стоит от 12 до 22 млн грн. Цена зависит от типа дороги (две полосы или четыре) и точки подключения, где будет установлен WiM", - поясняют в ведомстве.
На сегодняшний день уже установлено шесть комплексов. С января по август 2020 года ими было осуществлено почти 19 млн взвешиваний. "Было зафиксировано 2 713 979 грузовых автомобилей, общей массой более 12 т, которые теоретически могут превышать установленные габаритно-весовые ограничения. Для 421 647 (15,54%) грузовиков взвешивание подтвердило нарушения хотя бы одного из установленных габаритно-весовых ограничений", - приводят данные в "Укравтодоре".
Если говорить о динамике за год, то в ведомстве настаивают, что сравнивать с прошлой осенью было бы не совсем корректно, поскольку программное обеспечение системы взвешивания в движении постоянно дорабатывалось на основании анализа полученных данных. А окончательные поправочные коэффициенты для каждой площадки взвешивания в движении были сделаны в июне 2020 года, когда проводились сертификационные испытания. Кроме того, наблюдалось частичное снижение интенсивности движения в связи с карантинными ограничениями. "Если рассматривать взвешивания, начиная с 1 июня 2020 года, то доля нарушителей установленных габаритно-весовых ограничений составляет от 18% до 21% от общего количества грузовых транспортных средств общей массой свыше 12 тонн", - уточняют в госагентстве.
В 2020 году на основных объектах "Большого строительства" "Укравтодор" за счет средств Дорожного фонда планирует установить еще 27 площадок WiM. "Из них 12 будет установлено на международных трассах, 13 - национальных и 2 - региональных. Прямо сейчас уже 2 площадки строятся, 16 - на этапе объявления тендеров на строительство, еще 3 - проектируются. Параллельно продолжаются тендеры на проектирование 4 площадок, и 2 объявляются заново", - сообщили в минувшую пятницу в "Укравтодоре". Также в ведомстве представили карту расположения будущих площадок (см. ниже).
Еще одним государственным заказчиком закупки комплексов Weigh-in-Motion является Госагентство инфраструктурных проектов. По словам его руководителя Кирилла Хомякова, в 2020 году его ведомство должно закупить 23 таких комплекса. "По 20 подписаны договора, два оспорены в АМКУ, по одному есть технологические сложности установки в указанном месте - мы, скорее всего, его отменим", - уточнил он. Все своих 20 WiM "Укринфрапроект" надеется успеть установить до конца текущего года. Активная фаза установки запланирована на октябрь-ноябрь. Их должны устанавливать в направлении портов, а также вдоль каскада Днепровских водохранилищ, где проходят основные грузопотоки, на которых фиксируется перегруз.
Все данные с WiM будут стекаться и обрабатываться в одном дата-центре. В августе министр инфраструктуры Владислав Криклий отмечал, что Центр обработки данных находится в процессе реализации. Ведь, как уже было сказано, основная цель - это полная автоматизация системы, которая исключит человеческий фактор и соответственно, сведет у к минимуму коррупционные риски. "Сейчас у нас в процессе Центр обработки данных перегрузов. Планировалось, что на начальном этапе комплексы будут работать в полуавтоматическом режиме - камера зафиксировала нарушение, потом инспектор останавливает, проводит повторное взвешивание и выписывает штраф. Но так быть не должно. Все должно отрабатываться инспекторами в онлайн режиме", - заявлял Криклий.
Но на этом формирование системы автоматического взвешивания не планируют заканчивать. По информации "Укринфрапроекта", в 2021 году планируется закупка еще от 50 до 100 комплексов Weigh-in-Motion. Таким образом, в случае успешной реализации озвученных планов, к концу следующего года сеть WiM может составить от 100 до 150 площадок по всей Украине.
Нужна система
В более широком плане, система должна охватывать не только контроль за перегрузом, но и технические и законодательные мероприятия, направленные на сохранность дорог.
"Первое - жесткий весовой контроль, который исключит возможность ездить с перегрузом. Второе - профессиональная эксплуатация дорог, которая должна основываться на конечном результате (OPRC контракты). Мы сделали первый шаг - эксплуатацией дорог начали заниматься частные подрядчики; теперь нужно делать второй шаг - внедрять эти контракты. Эксплуатация и весовой контроль - это залог успеха сохранения дорог на долгие годы. Даже тот, значительный гарантийный срок, который сегодня обязан давать подрядчик, может быть серьезно увеличен при соблюдении этих двух факторов", - отмечает генеральный директор "Автомагистраль-Юг" Николай Тимофеев.
Что касается увеличения штрафов, то в середине сентября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №3743 "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля", который усиливает ответственность участников перевозок и вводит новые штрафы за нарушение габаритно-весовых параметров. Согласно документу, штраф для грузоотправителей за нарушения при внесении сведений в товарно-транспортные накладные или другие документы на груз в размере 34 тыс. грн. На владельцев транспортных средств будут накладываться штрафы в размере от 1700 до 51 тыс. грн, в зависимости от процента нарушения габаритно-весовых норм. Также предусмотрены штрафы для водителей, который отказываются проходить взвешивание или не выполняют требование об остановке. Кроме того, хотят ввести административную ответственность и за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме.
Читайте также Weigh-In-Motion: Как работает первый комплекс по взвешиванию авто в движении