В конце июля киевский городской голова Виталий Кличко сообщил, что в столице есть три аварийных моста, по которым продолжает осуществляться движение. Еще 75 мостов и путепроводов, по словам мэра, находятся в предаварийном состоянии. Однако тогда чиновник не детализировал, о каких именно мостах идет речь. Позже в "Киевавтодоре" уточнили слова Кличко, сообщив, что в состоянии, приближающемся к аварийному, находятся мосты Патона, Метро и путепровод на Шулявке.
Последний - у всех на слуху. Однако, судя по всему, угроза повторить его судьбу нависла сразу над несколькими столичными мостами и путепроводами. ЦТС решил разобраться в ситуации и узнать, что предпринимают коммунальные службы города для поддержания мостовой инфраструктуры в надлежащем состоянии.
В 2017-2018 годах коммунальная корпорация "Киевавтодормост", на балансе которой находятся все столичные мосты и путепроводы, проинспектировала 121 сооружение данного типа. Инспекция выявила, что в городе есть три локации, нуждающиеся в срочном ремонте. Как сообщили в "Киевавтодоре" в ответ на запрос ЦТС, речь идет о путепроводе на пересечении проспекта космонавта Комарова и бульвара Вацлава Гавела, развязке на пересечении Леся Курбаса и Гната Юры, включающей сразу 3 путепровода, и мосте Метро через Русановский пролив. Отметим, что моста Патона в списке нет, хотя в коммунальной корпорации ранее сами признали его плохое состояние.
Капитальный ремонт первых двух объектов из списка уже проводится и завершить его дорожники планируют в ближайшее время. По словам мэра Кличко, для транспортной развязки на пересечении Леся Курбаса и Гната Юры это первый капитальный ремонт с момента строительства - то есть за 46 лет. Сейчас там осуществляется ремонт сразу трех путепроводов и четырех подземных переходов. В данный момент работы завершаются, и они уже не связаны с ограничением автомобильного движения.
Работы на путепроводе на Вацлава Гавела тоже находятся на завершающем этапе. Но к этому мосту приковано более пристальное внимание, ведь за последние два года он рушился уже дважды и по количеству упоминаний в СМИ в этом контексте уступает разве что "уставшему" Шулявскому мосту.
Что касается моста Метро, по этому объекту пройдены все тендерные процедуры. Работы на нем, как говорят киевские коммунальщики, начнутся в ближайшее время. Однако споры вокруг него возникают еще до начала его ремонта.
Мост Метро
Именно этот мост сегодня вызывает самые большие опасения как у специалистов, так и у простых киевлян. О том, что мост Метро, принятый в эксплуатацию в 1965 году, "находится на грани разрушения" ранее заявил в СМИ его проектировщик Георгий Росновский. "Этот мост должен был простоять 100 лет, если за ним следить. Но он уже через лет 30 начал вызывать большие опасения. Обследование показало, что там много трещин и арматура в плохом состоянии", - рассказал он журналистам в начале лета. По словам инженера, пучки арматур, которыми во время строительства стягивали две полуарки, как следует не изолировали. Также специалист говорит, что при запуске в эксплуатацию сооружение тестировали с максимальной нагрузкой, при которой шарниры опускались на 3 см, после чего возвращались не место. "А сейчас шарнир опустился на 23 см и не поднимается", - сетует Росновский, который считает, что мосту необходим не капитальный ремонт, а реконструкция.
Однако в Киевской горадминистрации говорят, что все вовсе не так плохо: в 2015-2016 годах проводилось исследование, которое показало, что сооружение находится в работоспособном состоянии и раньше 2022 года в ранг аварийных переведено не будет - об этом заявил замглавы КГГА Дмитрий Давтян. Следуя из его заявлений, речь пока идет не о реконструкции, а именно о капремонте моста, который не предусматривает разбор полосы движения и замену элементов несущих конструкций.
В данный момент договор с победителем тендера на ремонт автомобильных проездов через Русановский пролив заключен. Выполнит их ООО "Специализированная механизированная колонна №23" за 234,7 млн грн. Подготовительные работы стартуют 7 сентября. Согласно его условиям, работы должны быть завершены до конца следующего года.
Но это лишь часть моста. Что касается участка моста через Днепр, по нему пока только готовится ТЭО.
Кликните для просмотра в полном размере
Путепровод на пересечении Комарова и Гавела
Нынешний ремонт для этого моста - уже не первый за последний год. Автомобильный мост был признан аварийным еще в 2017 году - и был отремонтирован в ноябре того же года. Но как оказалось, качество работ оставляло желать лучшего. Подтверждением этого стал частичный обвал конструкций моста уже в январе текущего года.
"Я понимаю, когда некоторые кривят носом над биркой Made in China. Но как относиться к тому, что иногда случается с made in Kyiv?" - возмущался тогда депутат Киевсовета Алексадр Пабат. Самое печальное, что и прежний ремонт путепровода столичные коммунальщики затеяли только после того, как от моста начала отваливаться облицовка. Тогда пострадала 18-летняя девушка, которой отколовшийся кусок бетона рассек голову. В январском инциденте никто серьезно не пострадал только по счастливой случайности.
Отметим, что согласно данным в системе ProZorro, в 2017 году ремонт этого моста обошелся в 96,3 млн грн. Выполнил его азербайджанский подрядчик Alke Inshaat Sanaye ve Tijaret. Кто является подрядчиком, выполняющим нынешний комплекс работ, ЦТС выяснить так и не удалось, однако, исходя из данных онлайн-аукциона, вероятно, их восуществляет та же самая компания. "Киевавтодор" продлил контрольную карточку на нарушение благоустройства в районе моста в связи с выполнением его капитального ремонта, притом, что этот же подрядчик победил в тендере на капремонт дорожного покрытия на ул. Гавела на участках по обе стороны моста. Остается лишь надеяться, что в этот раз работы будут выполнены лучше, чем в предыдущий.
Мост Патона
Уже после того, как ЦТС получил ответ "Киевавтодора" на свой запрос, в киевской мэрии вспомнили еще об одном важном инфраструктурном объекте, который давно вызывает опасения у киевлян - о мосте Патона. Городские чиновники признали, что из-за длительной эксплуатации на металлоконструкциях и поперечных балках моста происходят необратимые коррозионные процессы.
В связи с этим было подписано распоряжение о выделении из городского бюджета 4 млн грн на комплексное обследование конструкции объекта. "По результатам этого обследования будет определен объем необходимых работ и уже в этом году разработан проект будущей реконструкции", - сообщили в КГГА.
Опять же, в горадминистрации заговорили о ремонте моста лишь после того, как киевляне заметили, что с одной из его опор в начале августа отпала каменная облицовка. Хотя поначалу в ответ на обращения СМИ в "Киевавтодоре" уверяли, что это незначительный инцидент и разрушение мосту не грозит.
Стоит отметить, что построен мост Патона в 1953 году и с тем пор капитально ремонтировался лишь раз - в 2004 году, когда на нем демонтировали трамвайные пути.
Пока о возможных сроках начала ремонта в мэрии не говорят, однако известно, что, если мост ожидает капремонт либо реконструкция, проводиться он будет совместно с Институтом электросварки им. Е. Патона.
Что еще ремонтируют или планируют ремонтировать в Киеве
В данный момент также продолжается капитальный ремонт путепроводов через ж/д пути на проспекте Палладина и улице Алма-Атинской, путепроводов на пересечении Елены Телиги и Кирилловской и на проспекте Победы у метро Нивки, а также 18 текущих средних ремонтов.
Есть, согласно сообщению "Киевавтодора", участки, где коммунальщики ограничили движение из-за состояния покрытия либо конструкций, не дожидаясь капремонта. В частности, речь идет о путепроводе на пересечении проспекта Комарова и Леся Курбаса с железной дорогой. В ожидании ремонта там смонтировали противоаварийные поддерживающие конструкции, проводят восстановление поврежденных опор и ригелей.
По следующим мостам проводится подготовка технико-экономического обоснования ремонта:
- мост Метро через Днепр;
- путепровод на пересечении улиц Дегтяревской и Довженко;
- путепровод через ж/д полотно на улице Толстого;
- путепровод через ж/д полотно на Воздухофлотском проспекте;
- путепровод на пересечении Леся Курбаса, космонавта Комарова и ж/д полотна у платформы "Борщаговка";
- путепровод на пересечении улиц Новоконстантиновской, Елены Телиги и проспекта Бандеры;
- пешеходный мост через линию скоростного трамвая у кинотеатра "Лейпциг";
- пешеходный мост через проспект Комарова в районе улицы Василенко;
- путепровод на пересечении Богатырской и Оболонского проспекта;
- путепровод на пересечении Богатырской и проспектом Бандеры.
Также, в программу-максимум на 2018 год может войти еще ряд объектов - но только в случае, если будет одобрен соответствующий бюджетный запрос. Это такие конструкции:
- путепровод в составе транспортной развязки на пересечении улицы Миропольской с Броварским проспектом и линией метро у станции "Черниговская";
- путепровод на пересечении Броварского проспекта с ж/д путями в районе станции Дарница;
- путепровод на пересечении улицы Драйзера и путей скоростного трамвая;
- два путепровода (№1 и №2) на пересечении магистрали непрерывного движения и Стратегического шоссе;
- путепровод на пересечении улицы Бойчука с железной дорогой у станции Киев-Московский;
- мост через Лыбидь до очистных сооружений ТЭЦ-5.
Читайте также По развитию общественного транспорта мы находимся в 1970-х годах по отношению к Европе - интервью с Дмитрием Беспаловым