в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Не Гамбургом единым:
Как работает второй крупнейший порт Германии

Мы побывали в Бремерхафене, чтобы узнать о логистике контейнеров, "Лиге чемпионов" портовой погрузки и особенностях работы со сверхгабаритными грузами в одном из крупнейших немецких портов.

Владимир Демченко 21 февраля 2018

При словах "морской порт" и "Германия" многие чаще всего вспоминают Гамбургский порт. Пришло время восстановить справедливость и рассказать о Бремерхафене, который по многим показателям не только не уступает, но и опережает своего более знаменитого соседа.

 

Пионер контейнеризации Германии

Бремен - один из трех "вольных городов" Германии, которые являются одновременно и городами, и федеральными землями. К федеральной земле Бремен также относится небольшая территория в устье реки Везер, чем воспользовалось местное правительство и бизнес, приняв решение возвести там контейнерный терминал. В 1971 года в Бремерхафене открылся контейнерный порт с причалом длиной 700 метров. На тот момент это был первый немецкий контейнерный порт. А в 1973 тут появилась первая в мире портовая информационная система.

Сегодня же Бремерхафен - четвертый по величине контейнерный порт в Европе с объемом перевалки 5,5 млн контейнеров в 2017 году. Поддерживать такие объемы в порту помогают 51 причальный кран и 90 автопогрузчиков. Обработка грузов осуществляется на пятикилометровом причале. В порту говорят, что он был самым длинным в мире до недавнего времени, когда это звание отобрал порт Яншань. Осадка у причальной стенки - 14-16 метров, позволяет принимать все контейнеровозы, существующие в мире.

В контейнерном порту работают 3 оператора: Eurogate (подразделение немецкой BLG Logistics), MSC и NTB. NTB - дочка датской Maersk. Именно порт Бремерхафен, а не Гамбург является главным немецким портом для контейнерных линий этой компании.

В 2016 году в порту было произведено более 3300 судозаходов контейнеровозов. Основными направлениями являются США, Китай, Мексика и Индонезия. Большую часть контейнерного грузопотока порта генерируют как фидерные перевозки из портов Балтики, так и контейнеры, которые доставляются по рекам и каналам из самой Германии. О значительности первых говорит наличие России, Польши, Финляндии и Швеции в ТОП-10 контейнерных направлений порта. О важности внутреннего водного транспорта говорят цифры: в 2016 году по реке в порт было доставлено 3,5 млн т грузов, в обратном направлении - 1,5 млн т.

Порты Бремен и Бремерхафен находятся в границах одной федеральной земли и управляются одной администрацией. В границах федеральной земли Бремен порты и смежные отрасли генерируют более 75 000 рабочих мест - почти пятую часть всех рабочих мест в этой административно-территориальной единице.

Крупнейшая автомобильная парковка Европы

Контейнерная перевалка - не единственная сфера, которая представлена в порту. Чуть южнее расположен автомобильный терминал BLG Logistics, второй по величине автомобильный терминал Европы. Его также называют "крупнейшей парковкой Европы": в тылах причалов находятся 120 000 паркомест. В день нашего посещения порта парковка была заполнена чуть больше, чем наполовину -  здесь находилось 75 000 автомобилей.  Общий объем перевалки автомобилей в порту составил 2,1 млн автомобилей в 2016 году, 80% из которых пришлись на экспорт. Это почти треть всех автомобилей, произведенных в Германии в том году. За год в порт заходит около 1500 Ро-Ро судов, почти по 5 в день, экспортируя и импортируя в среднем 4-5 тысяч авто в день. По земле порт может принимать до 25 000 авто в день.

В 1960-х автомобили перевозились в балкерах. Тогда автомобили загружались слоями, на нижний слой автомобилей накладывались деревянные настилы, на них - следующий слой авто. В те времена выгрузка-загрузка одного сравнительно небольшого судна могла занимать до недели. С появлением современных Ро-Ро судов ситуация значительно улучшилась. Сейчас работа по загрузке автомобилевозов выполняется двумя компаниями. Первая несет ответственность за погрузку автомобиля с причала на судно, вторая - за крепление тросами на борту. Как говорят грузчики, погрузка автомобилей - это Лига чемпионов портовой погрузки. В этой сфере - самое сложное планирование пространства на судне, которое определяется габаритами всех моделей автомобилей, положением руля, равновесием судна. Время выгрузки и загрузки зависит от времени стоянки судна. Одно судно при максимальной интенсивности погрузки можно загрузить за день. Для того, чтобы сделать это возможным, на терминале работают 800 рабочих в 3 смены. При этом, существует резерв из 400 рабочих, готовых подключиться к работе при больших нагрузках.

Экспортная и импортная логистика тут отличаются. Если экспортные автомобили прибывают в порт по железной дороге прямо с завода, то импортные доставляются из порта автодилерам на автовозах малыми партиями. Автомобили концерна Daimler - главные постояльцы в порту. Кстати, самая большая автостоянка в Европе также является и самой дешевой: по контрактам с производителями простой одного автомобиля в день стоит от 10 до 30 евроцентов в зависимости от объемов и времени пребывания. Импортные автомобили, в основном, прибывают из Японии, Кореи, Малайзии и Таиланда.  В порту также находятся мастерские, где проводят проверку импортных автомобилей на предмет повреждений, доукомпелктовывают и вкладывают немецкую документацию. При выявлении малых повреждений (повреждением считается царапина шириной от 1 мм), автомобили отправляются в ремонтный отдел, где находятся покрасочные цеха. Поскольку на заводах производителям не выгодно заниматься окончательной комплектацией автомобилей специфическими функциями, этим занимаются в импортном порту на заказ для каждого отдельного дилера. В 2017 году через эти мастерские прошло 430 000 импортных авто.

XXL логистика

Среди огромных пространств, занятых контейнерами и автомобилями затаилась небольшая территория Atlantik Hafenbetriebe. Компания занимается погрузкой сверхгабаритных грузов. В эту категорию входят все грузы, слишком большие для контейнеров. В основном это продукция машиностроения: турбины, генераторы, двигатели, заводское оборудование, краны, локомотивы и т.д. Такие перевозки называют "проектной логистикой", так как для сверхгабаритных грузов проектируют уникальные логистические решения. Для этого у компании есть свой цех для производства платформ и других средств для транспортировки. Тут же по заказу груз могут запаковать или заключить в деревянную конструкцию для транспортировки. В общей сложности тут 137 сотрудников, работающих в 2 смены. Ввиду специфики работы, большинство из них имеют специальную квалификацию: плотников, работников по металлу и инженеров.

Самым тяжелым грузом когда-либо погруженным компанией на борт была 387-тонная турбина. Для ее перевозки создали специальные платформы повышенной грузоподъемности и конструкции для их скрепления. На подготовку к погрузке было потрачено 2 недели, на саму погрузку на судно ушло 6 часов.

Для перевозки сверхгабаритных грузов используются специальные передвижные платформы (роллтрейлеры), которые способны перевозить грузы весом до 100 тонн. Между портами существуют соглашения, которые регулируют передвижение этих платформ и гарантируют наличие нужного количества в каждом порту.

Такие грузы удобнее всего перевозить на Ро-Ро судах, поэтому погрузка осуществляется на автотерминале BLG Logistics. При этом BLG является как партнером, так и конкурентом Atlantik – они также предоставляют услуги по перевалке сверхгабаритных грузов. Но, как заявляет главный директор Андреас Гайс, это никак не мешает плодотворному сотрудничеству. "У нас свои клиенты, у них - свои, наши интересы не сильно пересекаются. В конце концов, у нас общая цель – доставить груз до клиента в ценности и сохранности. А цель эта выше нечестной конкуренции".

Читайте также Путь кофе: Как обрабатывают кофейные грузы в Бременском порту

(при подготовке материала использованы фото Eurogate, BLG Logistics, Jacobs University Bremen)

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.