На терминале компании "ТИС" (акватория порта Южный) людно. Всё вокруг указывает на то, что последнее время здесь велось масштабное строительство. Много спецтехники рассредоточенной между земляных насыпей, еще не использованные секции полотна, аккуратно уложенные одна на другую. На фоне всего этого ярко выделяется огромный зеленый перегружатель, под который пригнали три украшенных шарами маневровых тепловоза. Их торжественный гудок возвещает о начале торжественной процедуры запуска новой железнодорожной инфраструктуры.

Новые железнодорожные мощности здесь вводятся в эксплуатацию в третий раз за последние пять лет. Начальник Одесской железной дороги Григорий Бойко рассказывает, что пропускная способность участка "Черноморская-Береговая" была проблемой во все времена, а сотрудничество "ТИС" (крупнейший частный портовый оператор Украины) и ОЖД началось еще в 2011 году.

Читайте также Частные железнодорожные станции: инвестор готов, государство медлит

Тогда частный бизнес проинвестировал строительство пути на отрезке 18-24 км, что увеличило пропускную способность всего участка с 18 до 33 пар поездов в сутки. В 2013 году за средства "ТИС" был построен разъезд "12 км" (увеличение с 33 до 44 пар). Третий, нынешний, этап довел этот показатель до 52 пар. Параллельно с этим сооружены две приемо-отправочные колеи на станции "24 км" (инвестором этой части проекта выступил частный оператор "Бориваж"). Вложения «ТИС» составили 60 млн грн, инвестиции "Бориважа" – 13 млн грн.

Торжественное перерезание ленты

"В 2000 году все предприятия, прилегающие к Малому Аджалыкскому лиману, выгружали, в среднем, 430 вагонов в сутки. А по итогам 2014 года и девяти месяцев 2015-го – выгрузка составляет 1450 вагонов. Реализация проекта позволит провозить в этом направлении дополнительно 10 млн тонн грузов в год", – рассказывает глава ОЖД.

Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский приезжает на мотрисе – это специальный поезд повышенного комфорта, используемый для перевозки руководства УЗ. Его уже ждет специально сооруженная сцена и предварительно натянутая красная лента. В своей речи он обещает, что будет делать все возможное, дабы упростить жизнь портовикам и бизнесу в портах.

Что дальше Глава "ТИС" Олег Кутателадзе  говорит о планах. "Я надеюсь, что мы построим станцию "Восточная", а потом – сортировочную станцию "Южная". В строительство только парка "Восточный" мы намерены вложить 58 млн долларов, и уже начали инвестировать. Это позволит решить важный вопрос для железной дороги – вопрос формирования поездов в обратную сторону. Тогда мы превратимся в крупнейший в Украине транспортный узел", – отметил он.

Григорий Бойко уверяет, что в следующем году будет дан старт еще нескольким подобным проектам. В финансовый план ОЖД на 2016 год закладывается привлечение инвестиций в размере 106 млн грн. "Это строительство второго пути на участке 5-12 км. Там уже выполняется отсыпка земляного полотна, уже есть договоренность с компанией "Промтехинновация", готовится пакет документов. И с учетом той помощи, которую нам оказывают "ТИС" и "Бориваж", после утверждения нашего финплана мы начнем эти работы", – заявил он.

ТИС - крупнейший частный портовый оператор Украины

Кроме того, для развития станции "Черноморская" будут привлечены инвестиции компании "Грин Терминал": планируется строительство приемо-отправочного парка и одного приемо-отправочного пути. «Мы видим перспективы развития порта Южного, и планируем по объемам выйти на экспорт 22 млн тонн и 10 млн тонн по импорту. Поэтому планируется строительство еще одного приемо-отправочного парка на станции "Береговая" и четырех приемо-отправочных путей. Существуют и планы развития станционного парка той же "Береговой" с участием компании "Причалы Коминтерна", развития блок-поста "30 км" и строительства второго пути от "30 км" до "Береговой" – с участием компании "Блэк Си Гейт Терминал". Предусмотрено также строительство второго пути от "30 км" до терминалов "ТИС". Планы нашего развития полностью вписываются в стратегию развития порта Южного, объемы перевалки которого должны увеличиться до 85 млн тонн", – убежден Бойко.

"Существуют планы развития станционного парка "Береговой" с участием компании "Причалы Коминтерна", развития блок-поста "30 км" и строительства второго пути от "30 км" до "Береговой"

Без возврата инвестиций Тема возврата инвестиций и источник финансовых ресурсов долгое время была камнем преткновения, не позволявшим реализовать аналогичные проекты раньше. И проблема здесь не столько в деньгах: по словам Андрея Пивоварского, по состоянию на конец октября на счетах Укрзализныци скопилось около 3 миллиардов гривен. Но традиционные проволочки с утверждением финансового плана на 2015 год, который был принят только в октябре, не позволяют инвестировать эти средства в обновление инфраструктуры. Частным операторам не оставалось иного выхода, кроме финансирования проекта за свой счет.  

Старт работе станции дали гудки локомотивов

Правовое поле в Украине такое, что бизнес, инвестируя в железнодорожную инфраструктуру, не только не получает объект инвестирования в собственность, но и не имеет никаких возможностей по управлению – инфраструктура сразу передается на баланс УЗ.   Впрочем, существует возможность получать от железной дороги взамен скидку по тарифам, что позволит пусть за длительное время, но окупить инвестиции. Однако, в данном проекте были иные договоренности.

Олег Кутателадзе в комментарии порталу ЦТС заявил, что проект не предполагает возврат вложений. "Мы вкладываем наши средства для того, чтобы увеличить пропускную способность в нашу сторону. Поэтому у нас изначально была такая договоренность с министерством и "Укрзализницей": мы вкладываем средства, а взамен получаем тот дефицит, который есть, – пары поездов. Нам сегодня важна именно эта составляющая", – подчеркнул глава "ТИС".

Министр инфраструктуры в свою очередь отметил, что формально инвесторы получают лишь увеличение пропускной способности железной дороги в свою сторону. Но, по сути – от этого выигрывает весь порт. "УЗ сможет перевозить больше грузов, Администрация морпортов соберет больше сборов от судозаходов, будет аккумулировано больше средств для дноуглубления и иного развития порта, что сделает его и все причастные компании более конкурентоспособными" – убеждает Пивоварский

По его словам – этот механизм единственный возможный в данной ситуации. "Необходимо учитывать экономическую ситуацию в стране и на "Укрзализныци"... В теории УЗ должна сделать эти работы сама, но у нее нет сейчас денег, но зато есть очень качественные работники, есть технологии, технический потенциал. Поэтому состоялась договоренность с группой частных инвесторов, которые уже работают в порту Южный, и это не только ТИС. Договоренность о том, что УЗ разрабатывает проект расширения "узкого горлышка", а частные инвесторы финансируют все работы и бесплатно передают на баланс УЗ. В обратном направлении они получают лишь то, что теперь больше пар поездов может заходить к ним на терминал. Все. Больше ничего" - рассказывает Пивоварский.

Читайте также Новая тарифная политика УЗ: как найти баланс с национальной экономикой