Общий тоннаж единовременного хранения на терминале превышает 141 тыс. тонн. Мощности по перевалке – 1,2 млн. тонн масла и 300 тыс. тонн мелассы в год.
"Апрель мы закончили с показателями 137 тысяч тонн. Всего в текущем сезоне, начиная с 1 сентября, терминал перевалил почти 800 тысяч тонн", – рассказывает директор компании Виталий Белов.
…Сразу за воротами терминала находятся въездные весы: четыре весовых комплекса для автомашин, пятый – железнодорожный. "Машины заезжают, ждут своей очереди, сливаются и уезжают через другую улицу. Это транзит", – говорит технический директор Everi Игорь Штуй.
Он проводит нас к третьей очереди – туда, где происходит слив масла с машин компании "Каргилл" - это их "выделенная линия", как говорят в компании. Тут же происходит отбор проб продукции – и их анализ в лаборатории.
На всей территории терминала установлены видеокамеры. "Ведется постоянная съемка, видео архивируется. Мы делаем это для наших клиентов: они должны видеть, что их материал находится в полной безопасности", – акцентирует Игорь Штуй.
"Все действия операторов прописывают в архиве, чтобы мы в дальнейшем могли любое действие или показатель – открытие запорной арматуры, включение насоса, уровни в резервуарах и так далее – определить по времени. Наши клиенты – "Каргилл", "Бунге" и другие – время от времени проводят аудит", – рассказывает технический директор, показывая на экран компьютера в операторской. После того, как машины слиты и визированы, они становятся в очередь и ждут результатов анализов проб.
Насосная на третьей очереди – наиболее масштабная. Оборудование расположено под землей. Галереи позволяют человеку проходить в полный рост. "2012 год… Тогда выдалась холодная зима с морозами под "минус 25", все терминалы остановились, отгрузка масла не велась. И только мы продолжали работу – порядка 20 дней", – с гордостью говорит Игорь Штуй. Вместе с тем, в дальнейшем в компании посчитали, что это довольно затратно: и на 4-й и 5-й очередях оборудование проложено традиционно – над землей.
Вторая очередь. Здесь могут обрабатываться шесть автомашин и шесть железнодорожных цистерн. Технический директор знакомит нас с еще одной конструктивной особенностью, которой здесь тоже гордятся: "Это наше ноу-хау, которое мы недавно, в феврале, установили. Ни на одном терминале такого нет. Здесь происходит отбор проб масла в потоке, в момент слива машины". Насосы-дозаторы вакуумируют продукт с частотой хода поршня дважды в секунду. "Такой насос берет все – и масло, и фуз, и все, что осталось после незачищенной машины", – поясняет Игорь Штуй. Сегодня так оборудованы 2-я и 4-я очереди, в планах – установить это на всех комплексах.
Немного дальше – сливаются железнодорожные цистерны. К слову, на терминал ведут три отдельных железнодорожных ветки. Одновременно можно принимать 28 вагонов – по 6-8 вагонов на каждой очереди.
Отдельный процесс – заливка масла во флекси-танки. Система полностью автоматизирована: после подтверждения сюрвейера начинается подача продукта через систему дозирования во флекси-танк (22 тонны плюс-минус 200 килограммов). В конце процесса датчик на расходомере дает команду, контроллер останавливает насос и закрывает запорную арматуру. Все это – без участия человека.
На 4-й и 5-й очередях – самые крупные резервуары. По словам технического директора, их конструктивная особенность – конические днища. Резервуары оборудованы современными датчиками уровней – радарными.
К слову, самый высокий резервуар на терминале – №18 на 4-й очереди. Его высота – 24 метра, вместимость – 4 тыс. тонн. На Every рассказывают, что с него видно, как в порту маслом грузится танкер.
Интересная деталь. Маслопровод к морскому терминалу время от времени нуждается в прочистке. Этот процесс производится при помощи поролонового пыжа – около полуметра в диаметре. Под давлением воздуха он прочищает трубопровод – и "ловится" уже в порту.
Максимальная способность терминала по погрузке масла на танкер – 1080 тонн в час. На Every стабильно грузят 700-750 тонн, но и с такой интенсивностью далеко не все суда могут принимать груз. Как уточняют сотрудники терминала, "здесь загружают не судно, а объем масла".
Этот самый "объем" уходит вдаль, к морскому погрузочному терминалу, по трубопроводам, проложенным над нашими головами…
Справка
Компания Everi создана в 2006 году. На береговой части комплекса действуют пять очередей, последовательно введенных в эксплуатацию с 2010 по 2015 годы. Они позволяют одновременно работать с автомобильным и железнодорожным транспортом в любых грузовых направлениях (транспорт-судно, транспорт-резервуар, резервуар-транспорт).
В состав сооружений береговой части входят: 32 резервуара для хранения растительных масел емкостью от 190 до 6600 куб.м.; четыре насосные станции для перекачки масел; 12 погрузочных и 20 сливных насосов; три железнодорожные сливные эстакады на 16 цистерн растительного масла; пять автомобильных сливных эстакад на 22 цистерны растительного масла; четыре резервуара для хранения мелассы емкостью 5000 куб.м.; эстакада по заливу масла в автотранспорт и флекси-танки; железнодорожная сливная эстакада на 12 цистерн мелассы и автомобильная сливная эстакада на 8 цистерн мелассы.