По итогам прошлого года пассажиропоток аэропортов Польши достиг рекордного для этой страны показателя и перевалил за 45,5 млн человек. При этом варшавский аэропорт Шопена обслужил почти 18 млн пассажиров, а еще 3 млн пассажиров воспользовались услугами второго столичного польского аэропорта - Модлин. Весь остальной пассажиропоток пришелся на долю региональных воздушных гаваней, среди которых есть как крупные Краков, Катовице, Гданьск, Познань, Вроцлав, так и небольшие аэропорты вроде Люблина, Лодзи или Быдгоща. В последнем из них и побывал ЦТС.

В предыдущие годы пассажиропоток быдгощского аэропорта колебался в пределах 280-340 тыс. человек, а в 2018-м был достигнут рекордный показатель в 413 тыс. пассажиров. По итогам первого полугодия текущего года воздушная гавань обслужила уже 196 тыс. пассажиров. Что сравнимо, например, с пассажиропотоком аэропорта Запорожье.

Как можно предположить по расписанию полетов, трафик обеспечивается, в основном, за счет трудовых мигрантов - 5 из 8 регулярных маршрутов - это рейсы на Туманный Альбион, еще два - в Украину. Свою роль играют сезонные чартеры в Грецию, Турцию, Болгарию, а также ежедневные рейсы во франкфуртский хаб.

Сам аэропорт компактный, расположен в нескольких километрах от центра города. В пассажирском терминале все очень просто, но на небольшой площади нашлось место и VIP-комнате и даже детской игровой площадке. А пассажирам приземляющихся воздушных судов бросаются в глаза арочные укрытия для военных самолетов, расположенные вдоль всей ВПП. Конечно же, боевых самолетов в этих укрытиях нет, зато совсем неподалеку есть Объединенный центр боевой подготовки НАТО. А еще рядом находится авиационный завод, выполняющий модернизацию МиГ-29, Су-22 и сервисное обслуживание F-16; работает предприятие и с гражданскими воздушными судами, в частности, здесь находится покрасочный цех, где самолеты из разных авиакомпаний со всего мира получают новую ливрею.

Но вернемся к аэропорту. О том, какие этапы развития прошло предприятие, есть ли здесь преференции для Ryanair, интересен ли запуск новых рейсов в Украину и каковы ближайшие перспективы развития, в интервью ЦТС рассказала коммерческий директор аэропорта Быдгощ Магдалена Круса. 

Магдалена, вдоль взлетной полосы можно увидеть ангары для военных самолетов. Аэропорт раньше выполнял функцию военного аэродрома? Когда произошла переориентация на гражданскую авиацию?

Аэропорт Быдгощ был построен во время Первой мировой войны для нужд немецкой армии. В 1920 году он был передан польской армии согласно Версальскому договору. Полеты гражданской авиации начались в 1929-м, когда LOT открыла рейсы в Гданьск, Варшаву и Познань, выполнявшиеся до 1933 года. После Второй мировой войны рейсы LOT были возобновлены в 1948 году и выполнялись с десятилетним перерывом в 1960-х до 1981 года. Полеты в Гданьск и Познань продлились недолго, а дольше всего сохранялось сообщение с Варшавой.

Новый этап развития начался в 1992 году, когда была основана Bydgoska Korporacja Lotnicza (Быдгощская авиационная корпорация), действовавшая до 1995 года. Затем она была реструктурирована и преобразована в акционерное общество Port Lotniczy Bydgoszcz S.A., которое и в настоящее время управляет аэропортом. Одним из самых значительных достижений компании стало получение статуса международного аэропорта. Аэропорт получил лицензию Министерства транспорта и Польский квалификационный сертификат, выданный Управлением гражданской авиации.

Используется ли сейчас аэропорт для военных нужд и какую еще авиацию обслуживает, кроме регулярных рейсов?

Аэропорт является аэропортом общего пользования. Он используется гражданскими авиакомпаниями, такими как Ryanair, Lufthansa, LOT, принимает чартерные рейсы, военные самолеты, обслуживает грузовых перевозчиков.


Читайте также Инфраструктура двойного назначения: где Украине стоит искать деньги ЕС

Когда был построен новый терминал аэропорта и реконструирована взлетная полоса? Какие именно работы были выполнены?

Новое здание терминала было открыто 1 мая 2004 года. Первоначально оно было рассчитано на обслуживание 250 тыс. пассажиров в год. В 2018 году аэропорт обслужил рекордное количество пассажиров - 413 тыс. Это стало возможным, в том числе, и благодаря тому, что за последнее десятилетие аэропорт удвоил пространство, предназначенное для пассажиров.

Взлетно-посадочная полоса была реконструирована в 2012 году. Ее длина 2500 метров, ширина 60 метров.

В 2013 году был реконструирован перрон PPS-1, в 2014-м - рулежные дорожки и перроны PPS-2, PPS-4 (Это позволило получить 12 парковочных мест для ВС типов B-737, A-320, в т.ч. 6 непосредственно у терминала. - ЦТС).

В рамках реализации вышеупомянутых проектов было приобретено оборудование и системы, которые обеспечивают высокие стандарты безопасности, улучшают инфраструктуру для наземного обслуживания, была реконструирована дренажная система, обновлены системы навигационного освещения и энергосистемы аэропорта.

В 2018 году мы открыли новый контрольно-пропускной пункт, который значительно улучшил перемещение пассажиров по терминалу, сократил очереди и ускорил процедуры.

В настоящее время мы готовим дополнительные инвестиции для улучшения обслуживания пассажиров, такие как общая модернизация паркинга, в том числе внедрение новой парковочной системы, которая позволит осуществлять бронирование и оплаты с мобильных устройств.

Еще одна инвестиция касается реконструкции терминала на "наземной" стороне, которая будет включать новый служебный проход и фуд-корт. В целом, как я уже отмечала, за последнее десятилетие мы удвоили площадь, предназначенную для пассажиров.

Как долго длились строительные работы, о которых вы рассказали? Во сколько они обошлись и какими были источники финансирования?

Реализация перечисленных проектов была завершена в 2015 году. Их общая стоимость составила 147 868 372 злотых (примерно 34,6 млн евро или почти 1 млрд грн по нынешнему курсу. - ЦТС). Аэропорт воспользовался программами поддержки ЕС для региона и получил финансовую поддержу для инвестиций в размере 90 231 446 злотых (21,1 млн евро. - ЦТС). 

Кто ваши пассажиры и куда они летают? Какую долю занимает пассажиропоток из Украины?

У нас нет данных о демографической структуре наших пассажиров. Такими данными располагают авиакомпании.

Что касается направлений, то в летнем расписании 2019 года аэропорт предлагает прямые рейсы, выполняемые Ryanair, в Киев-Борисполь (дважды в неделю), Лондон-Станстед (ежедневно), Лондон-Лутон, Бирмингем (по три раза в неделю), Дублин, Глазго (по два раза в неделю). LOT выполняет дважды в неделю перелеты во Львов. Важным направлением для наших пассажиров являются ежедневные рейсы в аэропорт Франкфурта, выполняемые авиакомпанией Lufthansa, откуда пассажиры могут продолжить путешествие почти в 300 направлениях. 

Как вообще на пассажиропотоке аэропорта отразился приход к вам Ryanair?

Ryanair начал работать в аэропорту Быдгощ почти 15 лет назад, в октябре 2005 года. С тех пор перевозчик обслужил более 3 миллионов пассажиров. Маршруты Ryanair обеспечивают более 80% наших пассажирских перевозок.

Тут еще стоит отметить, что каждый миллион пассажиров, которых обслуживает аэропорт, генерирует около 2000 рабочих мест в нашем регионе. Кроме того, ирландская авиакомпания повлияла на повышение привлекательности воеводства для инвесторов, благодаря более легкому транспортному сообщению. 

Сложно ли привлечь такую авиакомпанию как Ryanair? Какие шаги для этого предпринимал аэропорт?

Авиакомпании принимают решение о запуске новых направлений, основываясь на данных о потенциале региона, поэтому здесь важно устойчивое развитие воеводства как в сфере бизнеса, так и в сфере туризма. Потенциал нашего региона все чаще становится объектом оценки, что может свидетельствовать о растущем интересе перевозчиков. 

Предоставляет ли аэропорт ирландскому лоукостеру какие-то скидки или бесплатные услуги, которых нет у LOT или Lufthansa?

Аэропорт не предлагает никому бесплатных услуг. Аэропортовые сборы и условия скидок с этих сборов являются публично доступными и равными для всех. Мы предлагаем аэропортовые сборы и сборы за обслуживание пассажиров согласно нашим прайс-листам. Скидки могут зависеть, например, от интенсивности трафика и запуска нового маршрута авиакомпанией.

Кто выступил с инициативой запуска рейсов в Киев и Львов - аэропорт или авиакомпании?

Как я уже сказала, решение об открытии нового маршрута всегда принимает авиакомпания.

Какие маршруты в Украину аэропорт хотел бы еще открыть? Когда это может произойти?

На данный момент есть два прямых сообщения из Быдгоща - в Киев (Борисполь) и Львов. Аэропорт готов обслуживать еще один рейс в Украину, если авиакомпании увидят такую ​​необходимость. 

Принимают ли местные власти финансовое участие в привлечении авиакомпаний и открытии новых маршрутов?

Местные власти видят преимущества открытия новых маршрутов в том, что это влияет на экономический рост, новые инвестиции, развитие региона в целом. Поэтому они занимаются организацией пресс-туров, реализуют другие маркетинговые мероприятия.

В итоге авиационное сообщение и относительно низкие цены на авиабилеты отражаются на росте туристической привлекательности Куявско-Поморского воеводства, привлекая иностранных туристов из тех стран, где ранее наш регион был неизвестен.

Я уже говорила о том, что каждый миллион авиапассажиров создает 2 тыс. рабочих мест в регионе. Но также это дает работу для 1420 человек в самом аэропортовом комплексе и обслуживающих компаниях.  

Аэропорты Щецина, Познани, Гданьска забирают часть ваших пассажиров? Можно ли их назвать вашими конкурентами?

Региональные аэропорты обслуживают почти 70% всех пассажиров. Люди предпочитают начинать и заканчивать свое путешествие как можно ближе к дому, потому что это означает экономию денег, времени и уменьшает уровень стресса. Наш прошлогодний рост доказывает необходимость развития всех региональных аэропортов. 

Какие основные проблемы аэропорта Быдгощ на сегодняшний день? И каковы планы развития аэропорта на ближайшие годы?

Показатели аэропорта неуклонно растут - в 2018 году мы достигли роста почти на 25% г/г. Это был самый высокий рост среди польских аэропортов с пассажиропотоком ниже миллиона. В ближайшем будущем наша цель - реконструировать паркинг в аэропорту, включая современную систему бронирования, которая облегчит пассажирам доступ к аэропорту.

Мы хотели бы систематически развивать нашу сеть маршрутов, включая прямые рейсы и сообщение через хаб.

Для аэропорта важно наличие качественного транспортного сообщения со всем регионом, поэтому мы ждем завершения строительства автодороги S5, включающей кольцевую дорогу Быдгоща, надеемся на ускорение работы, связанной со строительством скоростной автомагистрали S10 на участке Быдгощ-Торунь и соединение аэропорта и Быдгоща с автострадой А1.

На долгосрочную перспективу собственниками утвержден инвестиционный план в рамках генплана, предполагающего строительство регионального туристического и делового центра вокруг аэропорта, где авиационное сообщение будет соединено с железнодорожным, будут предлагаться гостиничные и конференц-услуги, таким образом, территория вокруг аэропорта в конечном итоге повлияет на динамичное развитие компаний, расположенных в нашей зоне влияния.

Материал подготовлен при содействии авиакомпании Ryanair и  туристического сервиса Tickeo.