Яркое солнце, заводская проходная и инструктаж по технике безопасности перед попаданием на производственную территорию Ильичевского судоремонтного завода (ИСРЗ, Черноморск) .
В распоряжении ИСРЗ - три плавучих дока, два из которых предназначены для подъема крупнотоннажных судов. В одном из этих доков (№152) находится "Сагайдачный", который кажется непривычно маленьким, в сравнении с громадным ремонтным сооружением.Впрочем, это не удивительно: длина дока составляет 225 метров, ширина между башнями - 36 м (грузоподъемность, к слову, 20 тысяч тонн). Габариты фрегата: длина - 123 м, ширина - 14 м (вместе с тем, его "серьезность" подтверждают артиллерийские установки АК-100 и АК-630М, зенитно-ракетные комплексы "Оса", торпедные аппараты ЧТА, реактивные бомбометы РБУ и глубинные бомбы).
Старший помощник командира фрегата "Гетман Сагайдачный", капитан 3 ранга Алексей Корецкий рассказал, что на Ильичевском судоремонтном заводе корабль становится на ремонт впервые. Ранее плановые ремонты производились на месте постоянной дислокации - в Севастополе. Согласно документации, подобные мероприятия должны проводиться каждые два года.
Сегодня в доке осуществляются работы по восстановлению боевой готовности фрегата без конструктивных изменений. Так, производится доковый ремонт подводной части корабля, замена донно-бортовой арматуры, очистка и окраска корпуса и т.д. Экипаж корабля не распущен, моряки также заняты плановыми работами.
Нам разрешили подняться на борт. На вертолетной площадке в кормовой части - пусто, летательного аппарата здесь нет, он находится в Николаеве. Когда корабль будет выходить в море, вертолет вернется на место службы. Но зато, по словам моряков, здесь неизменно каждое утро проводится построение экипажа и подъем флага ВМС Украины.
- Корабль был построен в 1992 году на судостроительном заводе "Залив" в Керчи. Осуществил множество визитов в порты в разных странах. Неоднократно принимал участие в международных военных учениях и заграничных походах, в том числе в антипиратских операциях НАТО ("Океанский щит") и Евросоюза ("Аталанта") в 2013-2014 годах, - говорит Алексей Корецкий.
...В биографии фрегата есть еще одна важная страница: в 2014 году экипаж отказался подчиняться приказам оккупационных российских властей и остался верен присяге народу Украины. После "Крымских событий" корабль, как и в целом ВМС Украины, сменил место дислокации и базовый порт, которым теперь является Одесса.
Как сообщил председатель правления ЧАО "ИСРЗ" Михаил Дудников, в ремонте корабля "Гетман Сагайдачный" задействованы комплексные бригады, в состав которых входят как специалисты ИСРЗ, так и столичного предприятия "Кузня на Рыбальском" (это бывшая "Ленинская кузня"). Сотрудники судоремонтного завода занимаются работами, связанными с подъемом судна в док, заменой корпусных конструкций, выполняют определенные механические работы. Прерогатива специалистов "Кузни" - то, что связано с военным оборудованием, так как именно киевское предприятие имеет все необходимые лицензии для работы с вооружением и военным флотом.
Как отметил М.Дудников, не обошлось и без некоторых неожиданных сложностей. Особенности корпуса военного корабля, который значительно отличается от торговых судов, поставили новые задачи перед техническим отделом завода: пришлось внести изменения в кормовой кринолин дока. Однако все было выполнено на должном уровне - и фрегат был успешно поднят в док.
- За то время, что я являюсь директором судоремонтного завода, это первый случай, когда флагман военно-морских сил становится к нам на ремонт, - говорит Михаил Дудников. Вместе с тем, отвечая на вопрос представителей СМИ о том, появится ли ремонт военных кораблей в списке предлагаемых заводом услуг, соглашается, что зарубежных клиентов предприятия "это должно впечатлить".
Сейчас на ИСРЗ в работе - 37 различных объектов. Руководство подчеркивает, что завод работает по принципу верфи, и количество работников может меняться от 600 до 3 тысяч человек - в зависимости от количества заказов и производимых операций. Вместе с тем, более-менее постоянное число работников - около 1200. Помимо "ильичевцев", здесь работают судоремонтники Киева, Николаева, других городов, хотя основной "костяк" составляют именно местные жители.
Читайте также Как работает АСРЗ в условиях войны и правовой коллизии