Прошло уже более двух месяцев, как из столичного аэропорта Борисполь стартовал первый рейс ирландского лоукостера Ryanair в Берлин. А в конце октября-начале ноября начался массовый "разлет" авиакомпании уже из двух украинских аэропортов - Борисполя и Львова - сразу в 16 городов Европы. И пока многие украинцы с интересом присматриваются к новичку, агрессивно ворвавшемуся на украинских рынок, самые активные пассажиры уже успели оценить преимущества и недостатки крупнейшего европейского лоукостера - и поделились впечатлениями с ЦТС.

 

Иван, топ-менеджер, 35 лет

Иван летал Ryanair из Киева в Стокгольм. Билет приобрел заранее - за 8 месяцев. "Билет в оба конца обошелся в 85 евро. В эту стоимость входят заранее выбранные места A1. Чистая цена билета - 65 евро", - говорит он.

С первыми неудобствами Иван столкнулся уже на этапе планирования путешествия.

"С момента покупки время вылета три раза переносили. Получил 9 уведомлений на почту. Из дневного рейс превратился в вечерний. Если бы планировал его как стыковочный, вышла бы неувязка. Ryanair вначале продал билеты, а уже потом согласовал расписание".

Когда, наконец, наступил день поездки, пришлось познакомиться со специфическими правилами регистрации лоукостера.

"Регистрация проходила сумбурно. Не смог получить посадочный на iPhone в Passbook. Ни через сайт, ни через приложение. По старинке запринтскринил pdf-посадочный и сохранил в фотогалерею. Выяснилось, что требуется обязательный виза-чек на стойке регистрации. Пошел на стойку. Не я один. Постоял в небольшой очереди. Оказалось, что виза-чек проходит на гейте", - рассказывает Иван.

С момента покупки время вылета три раза переносили. Получил 9 уведомлений на почту.

"Посадка прошла куда лучше, чем регистрация. Габариты ручной клади проверяли. Не очень тщательно. Садились через 10-й гейт. Из здания аэропорта вышли на улицу, прошли 50 метров и погрузились в самолет. Все борта Ryanair Boeing 737 оборудованы встроенными трапом. Через него и садились. Высадка производилась аналогично", - говорит он.

Впечатления Ивана от самого самолета превзошли его ожидания. "На рейс поставили 11-летний борт. Сидения оказались не такими дубовыми, как я ожидал. Спинки не откидываются. Вполне комфортны для двух-трехчасового полета, не более". Что касается питания на борту, выбор еды и напитков оказался достойным, говорит наш собеседник.

В случае со Стокгольмом самым большим потрясением для неподготовленного пассажира может оказаться расположение аэропорта. Аэропорт Скавста удален от столицы Швеции на сотню километров - ситуация, в общем-то, не редкость для модели работы лоукостеров. "Самым веселым оказался аэропорт прилета. Несмотря на то, что кто-то назвал его Стокгольмом, никакой это не Стокгольм! Больше 100 км разделяет здание аэропорта и мой отель в центре города!"

Однако, по мнению Ивана, все указанные неудобства легко преодолеть, если быть к ним готовыми и, конечно же, внимательно изучить правила лоукостера.

"Стоит ли летать Ryanair? Определенно стоит. Если хотите добраться из пункта А в пункт Б и не боитесь аэропортов на отшибе и часовых катаний на шатлбасах, Ryanair - отличный вариант!".

45388068_10156743632414820_5164315929940590592_nЗа дополнительную плату в самолете найдется, чем подкрепиться (Фото - Иван Лях)

 

Роман, бизнесмен, 33 года

У Романа опыт пользования услугами оказался крайне негативным. Не изучив все тонкости, мужчина вынужден был существенно переплатить за перелет из Киева в Краков, куда летал с семьей.

"Купили билеты заранее. В Борисполе, на стойке регистрации нам сказали, что нужно было регистрироваться на рейс за два часа онлайн и получить посадочный (согласен, сами прозевали, наш промах!) и теперь, чтобы попасть на рейс нужно оплатить на кассе 55 евро с человека (при цене билета 25 евро)!"

По словам Романа, в неприятную ситуацию попала не только его семья: "Рядом летела группа школьников с учителями, они также не зарегистрировались и стояли белые, не зная, что делать".

В Борисполе, на стойке регистрации нам сказали, что нужно было регистрироваться на рейс за два часа онлайн и получить посадочный (согласен, сами прозевали, наш промах!) 

Во время посадки в салоне начался настоящй хаос - из-за того, что возможность выбирать места платная, пассажирам, не желающим переплачивать, система бронирования Ryanair выдает места в случайном порядке.

"Когда покупаешь билет, место дают рандомно, хочешь выбрать место - 4 евро с человека, поэтому в салоне царил хаос, все менялись местами, шумиха, крики, стюарды минут 15 не могли усадить народ".

Во время обратного рейса мужчину также ожидал "сюрприз": за время путешествия авиакомпания поменяла правила провоза ручной клади.

"Летим обратно - нам говорят на стойке: "вчера правила изменились, хотите взять маленький чемодан - платите 20 евро за priority и пронос багажа в салон". Ну и вишенка на торте - это перенос рейса. На час всего, но все равно".

После всех перипетий Роман уверен: это было его первое и последнее путешествие с Ryanair.

Анастасия, дизайнер, 24 года

Анастасия летала из Киева в Берлин в середине октября. Говорит, билеты покупала примерно за полтора месяца. Услугами авиакомпании-лоукостера пользовалась впервые. Она также признает: не зная тонкостей, переплатила за возможность взять в салон багаж, которая оказалась не востребованной.

"У нас была только ручная кладь, но можно было взять багаж. Эта услуга действовала бесплатно до ноября, как я потом узнала".

При посадке ручную кладь девушки не измеряли.

"Параметры ручной клади не проверяли, но в Берлине аэропортовые службы изучали внутренности рюкзака (тогда как в Киеве пропустили просто так)". При этом, места на багажной полке ей не хватило. "Пришлось бросить рюкзак под ноги, а пальто под спину", - говорит Настя.

Впечатление, будто летишь в самолетике из Lego - все пластиковое, тесноватое. Для недолгих перелетов годится, но продолжительный выдержать было бы сложно. 

"В целом салон довольно тесный, длинноногим точно будет неудобно в коленях. Впечатление, будто летишь в самолетике из Lego - все пластиковое, тесноватое. Для недолгих перелетов годится, но продолжительный выдержать было бы сложно. Спинка кресла не откидывается, поспать удастся только, если ты ребенок или нереально устал. Более-менее чисто, но во время одного из перелетов под моим сидением валялась пустая бутылка. По просьбе убрали", - делится Настя впечатлениями о салоне самолета.

"Был очень милый и улыбчивый персонал, предлагали снеки и напитки во время полета, но ненавязчиво, в рамках. Однако во время полета из Берлина нам не провели инструктаж, так как мы немного задерживались. Считаю это большим минусом", - говорит девушка.

На вопрос о том, воспользуется ли Настя услугами Ryanair еще раз, говорит: "Думаю, да, но только если перелет не более 3 часов".

Посадка на рейс в Берлин (фото - МИУ)

Денис, юрист, 37 лет

Денис успел воспользоваться услугами Ryanair в октябре, до ужесточения правил с ручной кладью. Летал с семьей из Киева в Берлин. При покупке за месяц билет в обе стороны на одного человека обошелся в 80 евро. "Сам видел уже после покупки снижение цен на этот рейс. А также более дешевые и более дорогие билеты на соседние с моими даты. Свой алгоритм ценообразования пояснит только сам Ryanair".

В отличие от Стокгольма, в столице Германии аэропорт, который использует лоукостер, расположен удобно, отмечает он. Но это не касается терминала, неудобство расположения которого ему довелось испытать на обратном пути.

Лоукостер - это конструктор. Полечу ли я с этой авиакомпанией еще, зависит от направлений и от цены.

"Вылет из Шенефилда из неудобного терминала D. Сначала в терминале А получаешь возмещение НДС, таможенную отметку/печать для которого ставят практически одновременно с открытием регистрации на рейс, что исключает возможность получить ее заранее. Потом идешь в терминал D. В терминале D проходишь регистрацию, попадаешь в зону беспошлинной торговли и идешь к гейту, например, №63, в сторону терминала А. Получается, что возвращаешься через весь аэропорт. Меняя этажи. А лифты есть не во всех переходах", - рассказывает Денис.

Резюмируя, мужчина говорит, что в целом его услуги Raynair устроили. "Лоукостер - это конструктор. Полечу ли я с этой авиакомпанией еще, зависит от направлений (а они у Ryanair из Украины есть) и от цены".

Ян, программист, 26 лет

Яну уже приходилось пользоваться услугами Ryanair ранее. "Однажды летал Стокгольм-Мальта-Стокгольм. Тогда не очень понравилось: кресла казались неудобными, а перелет был долгим". Говорит, ему есть с чем сравнивать: "Еще летал Norwegian - условно лоукостер, но очень комфортный".

Полет из Киева в Стокгольм планировал в последние дни. Билеты в обе стороны, купленные за три дня до вылета, обошлись ему в 110 евро (включительно с дополнительно оплаченной ручной кладью и приоритетной посадкой).

Надо внимательно читать правила перелетов и все будет спокойно и ожидаемо.

По словам молодого человека, параметры ручной клади при посадке на борт почти не проверяли. "Только в Киеве видел, что спрашивали людей, есть ли у них приобретенный багаж, когда у них была ручная кладь", - отмечает он.

Перелет в Стокгольм киевским рейсом понравился Яну больше, чем его предыдущий опыт с Ryanair. "Кресла обычные, пространства для ног было достаточно (а у меня рост 192 см), без проблем. Двухчасовой перелет перенес легко. В салоне все, на первый взгляд, новое и чистое", - говорит он.

Ян отмечает, что его обратный рейс опоздал на 40 минут, зато из Киева в столицу Швеции борт прилетел даже с опережением графика.

"Надо внимательно читать правила перелетов и все будет спокойно и ожидаемо. Опять же, порадовала организация посадки - максимально быстро. Единственный минус - расположение аэропорта в Стокгольме, но это не критично", - резюмирует Ян и говорит, что уже спланировал свою следующую поездку лоукостером в декабре.

Читайте также Они изменили мир: Три вопроса о лоукостерах