Центр транспортных стратегий совместно с компанией Deloitte презентует свое второе исследование "Коррупция в транспортном бизнесе" в рамках проекта "Отраслевой контроль". Исследование подготовлено на базе опроса операторов портового и железнодорожного бизнеса, грузоотправителей, контролирующих более 70% всего грузопотока национальной экономики.
Об его основных результатах, проблемных зонах и коррупционных рисках в транспортном бизнесе рассказывает руководитель ЦТС Сергей Вовк и директор налогово-юридического департамента Deloitte Дмитрий Павленко.
Вы ожидали, что результаты предыдущего “Отраслевого контроля” найдут отклик в Национальной транспортной стратегии. На что Вы рассчитываете в этот раз?
Сергей Вовк: Мы рассчитываем, что это будет большое поле для работы власти по тем направлениям, которые обозначил бизнес. Основная функция исследования - общественный контроль со стороны бизнеса за теми изменениями, которые происходят в отрасли и выделение проблемных зон, которые там есть.
Коррупция - не исключение, одними проверками и уголовными делами проблему не решить. Нужно взаимодействие бизнеса и власти.
Пример - дноуглубление. До этого года каждый тендер обрастал скандалами, судебными делами, политическими обвинениями, но ситуация не менялась… пока бизнес и власть не выступили одним фронтом в формировании прозрачных условий тендеров. На площадке Американской торговой палаты провели встречу с участием мировых лидеров на рынке дноуглубления, подготовили нормальную документацию с учетом требований FIDIC и, как результат, был проведен конкурс, в котором приняли участие ведущие мировые компании, обладающие лучшими технологиями и необходимым флотом. Государство получило существенную экономию средств, частные инвесторы – возможности для строительства новых терминалов. Конкурс прошел спокойно и без скандалов.
Какого результата от исследования ожидает Deloitte? Расскажите, какая роль Deloitte в этом проекте?
Дмитрий Павленко: Во-первых, мы считаем, что само исследование и дискуссия вокруг него - это пример активного бизнеса и гражданского общества в действии, потому что именно активные представители общества являются драйверами изменений в инфраструктуре и в государстве. Во-вторых, бизнес позитивно оценил инновационные технологии, как инструмент борьбы с коррупцией, поэтому мы рассчитываем на динамичное развитие и внедрение таких инноваций.
Если говорить о роли, то она визионерская: мы вместе с ЦТС, как представители экспертного сообщества, сформировали объем этого исследования. И организационная: мы помогали проверять корректность исследования и выводов.
Считаете ли Вы, что для борьбы с коррупцией, бизнес и власть должны быть более активными?
Сергей Вовк: В данном случае бизнес и власть должны работать рука об руку и хорошо, что бизнес это уже тоже понимает, поскольку коррупция была выделена в качестве ключевого риска, как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной.
Власть может победить коррупцию самостоятельно, но это будет близкое к тоталитарному государство. Так, в прошлом году правоохранители проверяли как частных операторов, так и госкомпании особенно активно. Но стало ли от этого меньше коррупции в транспортном бизнесе? Наше исследование говорит, что нет. Чтобы изменения действительно были, необходим диалог с двух сторон - в этом и состоит идея "Отраслевого контроля", как проекта в целом, так и в данной теме . Нужна дискуссия, а не репрессии.
Как Вы думаете, насколько честно отвечали респонденты?
Дмитрий Павленко: Я верю в объективность исследования в части тех ответов, которые мы получили. Те, кто мог быть в нем не заинтересован, просто его проигнорировали. Участвовал бизнес с активной позицией.
Какой из ответов был для вас неожиданностью?
Сергей Вовк: Для меня это вопрос по государственно-частному партнерству. Респонденты считают, что такая форма будет способствовать сращиванию власти и бизнеса. Это очень тревожный звонок и "диагноз" того, что власть до настоящего времени так и не смогла сформировать приемлемые для бизнеса варианты инвестирования в отрасль.
Сейчас готовится новый закон о концессии и очень важно информационно донести его основную идею для того, чтобы показать, что ГЧП - это единственный механизм, который может работать в Украине. Альтернативы нет. Ни у государства, ни у бизнеса нет достаточных финансовых средств, чтобы провести масштабную модернизацию транспортной отрасли.
Какой из ответов Вас порадовал больше всего?
Дмитрий Павленко: Меня порадовала позиция бизнеса, что технологические решения, такие как е-правительство, ProZorro, публичные реестры на базе технологии blockchain, могут быть эффективными в борьбе с коррупцией. Формируется новый перспективный тренд, когда бизнес и эксперты начинают все больше смотреть в сторону инновационных и технологических способов борьбы с коррупцией.
Будете проводить еще исследования?
Сергей Вовк: Конечно, это постоянный проект. Мы рассчитываем на два исследования в год, возможно чаще. Основная идея на будущий период - делать их более прикладными. То есть, мы хотим брать более узкие аспекты, которые интересуют рынок, являются проблемными с точки зрения поиска компромиссных решений и пытаться понять, как их решать. В интересах отрасли, а не отдельных компаний.
Читайте также "Отраслевой контроль 2016": результаты опроса участников транспортного рынка