На круглом столе "Изменение движения: реформирование транспортной инфраструктуры в Украине", организованном Комитетом по логистике Европейской бизнес ассоциации, собрались топ-менеджеры ключевых отраслевых компаний - "Укрзализныци", АМПУ, ГП "Борисполь", ГП "Украэрорух", министр инфраструктуры и представители бизнеса. Количество встреч в этом году, в силу объективных обстоятельств, поубавилось, и у участников рынка накопилось большое количество вопросов. Поэтому встреча прошла в формате Q&A. ЦТС публикует основные выдержки. 

Морской и речной транспорт 

Какие планы МИУ в отношении приватизации и дальнейшей концессии в морских портах? Какие следующие порты планируется передать в концессию или приватизацию? И планируется ли передача в концессию Измаильского МТП?  

Министр инфраструктуры Владислав Криклий: Мы удовлетворены тем, как у нас прошли первые концессионные конкурсы по Херсону и Ольвии. Мы подготовили уже три порта, которые хотим отдать на приватизацию, - Усть-Дунайск, Белгород-Днестровский и Скадовск. Есть уже заинтересованность со стороны, как внутренних инвесторов, так и зарубежных. Кроме того, мы уже анонсировали и запустили разработку ТЭО по Черноморской паромной переправе. Мы понимаем, что у частной компании есть гораздо больше инструментов для того, чтобы быстрее развиваться. Поэтому концессии Измаила - быть, Черноморскому порту и паромной переправе - быть, Бердянский - тоже будем готовить к концессии. Что касается порта Южного - будет немного позже по времени. Точно в этом году мы начнем готовить ТЭО по этим проектам. 

Концессии Измаила - быть, Черноморскому порту и паромной переправе - быть, Бердянский - тоже будем готовить к концессии. 

На каком этапе сейчас находится урегулирование вопроса компенсации инвестиций, внесенных в стратегические объекты портовой инфраструктуры? 

Министр инфраструктуры Владислав Криклий: Мы заинтересованы в решении этого вопроса. Должен быть простой и прозрачный механизм - если бизнес инвестирует, то он должен вернуть свои ресурсы. Особенно, что касается дноуглубительных работ. Со своей стороны, мы отработали эти документы. Минэкономики точно поддержит это решение, с Минфином всегда сложнее. И тут нужна будет поддержка бизнеса на уровне того, что это правильная инициатива.  

Руководитель ГП "АМПУ" Александр Голодницкий: Уверен, что порядок компенсации инвестиций - этот документ, который даст очень большой импульс развития портовой инфраструктуры. Два основных аспекта в документе - это компенсация текущих инвестиций, то есть те проекты, которыми мы занимаемся сейчас, и прошлые.   

Планирует ли МИУ менять Методику портовых сборов и будет ли снижение сборов в ближайшее время? 

Министр инфраструктуры Владислав Криклий: Вопрос комплексный и лежит в том числе в плоскости подхода уплаты дивидендов. Насколько мы сможем уменьшить дивиденды, настолько у нас будет перспектива для уменьшение портовых сборов, за исключением инвестиционной составляющей, которая необходима для развития предприятий.  

Есть ли уже разработанный финплан АМПУ на следующий год, когда планируется его принятие и какие капекс-проекты планируются? 

Руководитель ГП "АМПУ" Александр Голодницкий: Формальный финплан на 2021 год подан в Наблюдательный совет и МИУ. Но подчеркиваю, что он формальный, поскольку на этот год финплан мы получили только в августе и подрядчики не могли приступить к капексам. Сейчас решаем сколько мы можем освоить в 2020 году и сколько нужно будет перенести на следующий год. 

Железная дорога  

Какие основные цели и требования поставлены МИУ перед новым главой "Укрзализныци"?  

Глава "Укрзализныци" Владимир Жмак: Осуществить чудо и к новому году вывести "Укрзализныцю" в прибыль.  

Министр инфраструктуры Владислав Криклий: …И отказаться от четырехдневной работы персонала. Владимиру и его команде придется одновременно работать по многим направлениям, чего раньше не было. Раньше у железнодорожников был поход решать все по очереди. Тут я вижу другой подход и думаю, что рынок очень скоро это ощутит.  

Когда планируется реорганизация "Укрзализныци"? Организационное и финансовое разделение компании на вертикали?  

Министр инфраструктуры Владислав Криклий: Нам не хватает законодательства, но с законом или без мы все равно движемся в сторону анбандлинга, и это для нас одна из приоритетных целей. Надеюсь, что в конце года мы выйдем на финальное понимание, чтобы в 2021 году уже воплощать это в жизнь.  

Какая судьба закона о железнодорожном транспорте и проекта по частной тяге? 

Министр инфраструктуры Владислав Криклий: Законом о железнодорожном транспорте я очень недоволен. Я не понимаю, почему 10 или 11 раз собирался подкомитет по железнодорожному транспорту и так ни разу и не обсуждался вопрос закона. В следующем месяце саммит с ЕС и, если по внутренним водным путям мы покажем прогресс и, надеюсь, что к этому времени его уже проголосуют, то по железной дороге, в лучшем случае, мы поедем с тем, что выйдем с подкомитета в комитет. Мы надеемся, что бизнес тут нас будет поддерживать и будет большой запрос. Очень важно тут, чтобы бизнес не расходился во мнениях и выражал общую позицию. Когда общей позиции нет, кто угодно будет этим пользоваться и вопрос все больше будет откладываться. 

По частной тяге - у нас конечная дата 26 сентября, если не ошибаюсь. Это конечный срок, когда мы должны все финализировать и заработают первые операторы, которые прошли по конкурсу. Будем делать это осторожно, потому что увидели проблемы во время пилотов, когда бизнес не совсем был подготовлен.  

Какие дальнейшие планы по тарифам? Вместо того, чтобы повышать тарифы "Укрзализныци" стоит сосредоточится на развитии предприятия альтернативными путями, которые не будут предусматривать дополнительной финансовой нагрузки на бизнес, то есть отмены налога на землю и ухода от кросс-субсидирования.  

Министр инфраструктуры Владислав Криклий: По этой логике мы и движемся. В 2021 году, я надеюсь, что впервые мы выйдем на финансирование пассажирского сектора и электрификации за счет госбюджета. По вопросу налога на землю стараемся максимально ускориться, потому что после переоценки земли эта стоимость может еще больше возрасти. Поэтому вначале должны вместе решить вопрос дополнительной нагрузки на компанию, которая мешает ей развиваться.  

Автодорогами зерно везется с плеча 250-300 км. Я хочу забрать у автомобилистов эту часть зерна и вернуть ее на "Укрзализныцю". Для этого, я предполагаю, нужно будет уменьшать тарифы.

Глава "Укрзализныци" Владимир Жмак: Тезис о том, что тарифы будут только увеличены - ошибочный. У нас будут направления, где мы будем и уменьшать тарифы. Например, автомобильными дорогами зерно везется с плеча 250-300 км. Я хочу забрать у автомобилистов эту часть зерна и вернуть ее на "Укрзализныцю". Для этого, я предполагаю, нужно будет уменьшать тарифы. Тарифы - это сложная история, которая состоит из двух частей. Одна из них регулируется государством, вторая - коэффициенты, которые использует сама "Укрзализныця". Мы рассчитываем на принятие закона и возможность введения независимого регулятора, что даст нам схему быстрого реагирования на ситуацию на рынке. Потому что сейчас, если мы начнем утверждать тарифы через МИУ, Минэкономики, Минфин, Госрегуляторную службу… то пока утвердим тариф на перевозку зерна, например, - уже начнется зима.  

Как будет решаться вопрос коррупции?  

Глава "Укрзализныци" Владимир Жмак: Решать вопрос с коррупцией нужно с ликвидации дефицита. Первые наши шаги - оптимизация движения для уменьшения дефицита локомотивов. За счет этого мы высвободили 18 локомотивов. Что касается остального, это даже не коррупция, а воровство. Тут мы будем использовать показательные наказания. Мы будем публично увольнять, и я думаю, что два-три-четыре таких публичных увольнения и остальные тоже задумаются. Насчет бытового воровства - тут мы будем работать очень жестко, но для того, чтобы люди понимали, что хорошая работа принесет им честное вознаграждение. Мы меняем системы мотивации. Привяжем мотивацию персонала к EVA, чтобы каждый сотрудник понимал, что его успехи на рабочем месте ведут к успехам всей компании, а дельта между EVA текущего и прошлого года будет направляться на мотивацию сотрудников. В моем понимании это будет около 30%. 

Первые наши шаги - оптимизация движения для уменьшения дефицита локомотивов. За счет этого мы высвободили 18 локомотивов. 

Как и когда МИУ и "Укрзализныця" планируют выполнять решение АМКУ, которое касается малодеятельных станций? Когда со всех малодеятельных станций будет снят этот статус?  

Глава "Укрзализныци" Владимир Жмак: В этом вопросе у нас есть полная синергия с МИУ - мы не можем одним махом принимать решение по всем станциям. Будет дифференцированный подход и мы будем учитывать сезонные станции, например, которые работают с зерном.  

Министр инфраструктуры Владислав Криклий: У нас уже появляются частные операторы грузовых перевозок. Они смогут ездить и по тем участкам, где кто-то не хотел работать. Это уже будет вопрос только цены. 

Авиация 

Когда ожидается строительство нового грузового терминала в аэропорту Борисполь и какие ориентировочные сроки завершения строительства? 

Гендиректор аэропорта Борисполь Павел Рябикин: Прошлый наш проект подразумевал закрытие половины складов на 18 месяцев. Мы учли пожелания бизнеса и с помощью МИУ нашли возможность начать строительство на новом участке земли без закрытия действующего терминала. Таким образом сейчас идет процедура передачи имущества, следующий шаг - отвод земли и начало проектных работ. Концепция уже разработана. В зависимости от того, когда мы получим отвод земли, у нас цикл проектирования - 6-8 месяцев; строительный - 18 месяцев. В общей сложности в течение двух лет без закрытия действующего терминала мы построим новый 15-тысячный терминал. После его открытия мы вернемся к реконструкции существующего сегодня, где будут созданы дополнительные склады специального хранения - холодильники, особо опасные грузы и т.д., и те склады, которые сейчас используются для импорта, будут в дальнейшем использоваться "Укрпоштой" и экспресс-операторами. 

В течение двух лет без закрытия действующего терминала мы построим новый 15-тысячный терминал.

Развитие транзитного потенциала, использование воздушного пространства Украины. Какие новые направления планируется открыть? 

Руководитель ГП "Украэрорух" Андрей Ярмак: С 2004 года Украина является полноправным членом Евроконтроля, в структуре которого мощный аналитический отдел, который делает прогноз по возобновлению воздушных потоков по всей сети, а это более 40 стран. Первый прогноз был в конце апреля, согласно которому было два сценария развития трафика. По пессимистическому - трафик на конец года составлял минус 25% к прошлому году, позитивный - минус 15%. На прошлой неделе вышел новый прогноз, согласно которому планируется возобновление только 50% по сравнению с прошлым годом. Главная причина - на сегодняшний день сильно ограничена мобильность населения из-за карантинных ограничений во многих странах. Это говорит о том, что кризис затягивается. Что касается "Украэроруха", у нас появилась возможность привлечения дополнительных транзитных потоков. В конце августа европейский регулятор подтвердил безопасность дополнительных шести воздушных трасс в районе Черного моря, которые были недоступны после временной оккупации Крыма.  

Как украинским авиакомпаниям конкурировать с международными, которые получили значительную финансовую помощь от своих правительств? Как правительство планирует поддерживать авиационную отрасль и каков план этой помощи?  

Министр инфраструктуры Владислав Криклий: Я тоже в восторге от тех сумм поддержки, которые выделили разные страны авиации. Мы тоже пытаемся найти какое-то решение. Сейчас небольшую помощь получили туристические операторы, рассчитываем, что сможем помочь и авиаперевозчикам. Точно должен быть механизм поддержки и не только на уровне кредитов. 

Читайте также Быстрые перемены без раскачки в год: Чего ждут от нового главы "Укрзализныци" Владимира Жмака