Основные тренды

Потеря предприятий на временно неконтролируемых территориях Донбасса продолжает оказывать негативное влияние на перевозки

Из-за потери предприятий на НКТ и отсутствия транспортного сообщения с ОРДЛО который месяц к ряду происходит частичная переориентация грузопотоков в стране - прежде всего, речь о перевозках угля, кокса и ЖРС.

Продолжает расти объем портовой перевалки импортного угля

Импорт угля продолжает демонстрировать позитивную динамику ввиду необходимости компенсировать отсутствие поставок с НКТ.

В целом, в декабре, импорт в портовой перевалке вырос на 72% г/г. При этом рост импорта угля составил 164% г/г или + 2,4 млн т в абсолютных числах.

Зерна перевалили меньше

Объемы экспортной перевалки зерна в декабре, как и месяцем ранее, были зафиксированы на более низком уровне, чем в соответствующие месяцы 2016 года.

Порты перевалили зерна в декабре на 26% меньше, чем в декабре годом ранее (-1160 тыс. т). А по железной дороге в экспортном направлении зерна перевезли на 12% меньше г/г.

Железная дорога: +4,3%

В декабре железная дорога сработала лучше, чем месяцем ранее. Если в ноябре наблюдалась негативная динамика перевозок (-5% г/г и -1,6% м/м), то в декабре ж/д вышла в позитив (+4,3% г/г и +0,4% м/м).

По итогам декабря рост грузоперевозок продемонстрировали: стройматериалы - на 22% г/г, лом - на 20% г/г, уголь - на 8,7% г/г, хим. и хим удобрения - на 6,5% г/г, ЖРС - на 4,5% г/г, цемент - на 3,5%, кокс - на 2,2%

В то же время, негативную динамику грузоперевозок показали: нефть и н/п (-15% г/г), лес (-14% г/г), зерно (-8,1% г/г), черные металлы (-2,6% г/г).

11  

Порты: +3,8%

В декабре объемы перевалки в украинских портах увеличились на 3,8% г/г - до 11,8 млн т.

Объемы перевалки ГСК (государственных стивидорных компаний) выросли в декабре на 30%. ЧСК (частные стивидорные компании) на собственных причалах показали снижение на 6,1%, а ЧСК на причалах АМПУ - снижение на 2,0%.

Из ТОП-5 грузов в декабре показали рост все, кроме зерна. Отрицательная динамика последнего, как уже отмечалось, составила -26% г/г. Рост перевалки угля составил 115% г/г, черных металлов - 29% г/г, контейнеров - 15% г/г, руды - 11% г/г.

12  

Прогноз – Уже традиционно потеря контроля над предприятиями ГМК в ОРДЛО и отсутствие ж/д сообщения с НКТ продолжат оказывать влияние, переориентируя грузопотоки и негативно сказываясь на внутренних перевозках.

Но по той же причине сохранится позитивная динамика портовой перевалки импортного угля и его перевозок по железной дороге. Так, уже известно, что в январе Украина увеличила импорт каменного угля и антрацита в 1,8 раза по сравнению с аналогичным месяцем 2017 года. При этом, морские порты обработали на 112% больше импортного угля, чем в аналогичный период годом ранее.

С полным текстом обзора можно ознакомиться по ссылке.