Основные тренды

Зерно идет на спад

Урожай зерновых в этом году будет меньше, чем в прошлом. Соответственно, сократится экспорт и, как следствие, объемы перевалки этого вида груза в портах. В сентябре перевалка зерна уже показала отрицательный тренд по сравнению с прошлым годом (-2,5%).

Растет портовая перевалка энергетического угля

Украина продолжает закупать уголь. В октябре было разгружено три судна. Два из них - балкеры с углем из США для ДТЭК и «Центрэнерго» и одно судно с углем из ЮАР для ДТЭК. В ноябре было разгружено первое судно с углем из США в порту Черноморск.

Отсутствие транспортного сообщения с НКТ продолжает оставаться негативным фактором

Как и ранее, значительное влияние на грузопотоки оказывает прекращение транспортного сообщения с временно неконтролируемой территорией (НКТ). Прежде всего, это касается снижения перевозок угля, ЖРС и черных металлов.

Кроме того, существенно снизился объем каботажа за счет переориентации части внутренних грузопотоков на ж/д и замещения внутренних поставок коксующегося угля импортными.

Железная дорога: -8,1%

В сентябре падение перевозок по железной дороге еще больше усугубилось - 27,3 млн т грузов, то есть на 8,1% меньше, чем в прошлом году. Негативный тренд показали кокс (-36% г/г), уголь (-24% г/г), лес (-20% г/г). Рост грузоперевозок продемонстрировали лом - на 16% г/г, хим. грузы и удобрения - на 18% г/г. Уже традиционно для последних месяцев самый большой рост - в импортных перевозках (+11% г/г; +319 тыс.т), что в первую очередь связано с импортом угля. 

11

Порты: -0,4%

Портам в сентябре удалось переломить негативную динамику и, в отличие от прошлых месяцев, падение составило всего 0,4%. Объем перевалки грузов частных стивидорных компаний на собственных причалах вырос на 2,3%, государственные стивидоры потеряли 2% грузооборота по сравнению с прошлым годом. По сравнению с прошлым годом, объем перевалки зерна сократился на 2%, руды - на 25%, контейнеров - на 14%.  

12  

Прогноз - В ноябре можно ожидать приход еще нескольких судов с углем. И хотя экспорт зерновых в этом году ожидается меньше, чем в прошлом, на инфраструктуру все равно будет осуществляться высокая нагрузка. В частности, на железнодорожную.

Позитивная динамика портовой перевалки угля сохранится. Порты уже приняли четыре судна с углем из ЮАР и один балкер из США для ПАО "Центрэнерго". В октябре ожидают еще одно судно с углем из ЮАР.

Как и ранее, потеря контроля над предприятиями ГМК в ОРДЛО продолжит оказывать влияние, переориентируя грузопотоки ЖРС на экспорт.

С полным текстом обзора можно ознакомиться по ссылке.