Основные тренды
На падение объемов внутренних перевозок продолжает влиять отсутствие транспортного сообщения с НКТ
Потеря предприятий на временно неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей, отсутствие железнодорожного сообщения с ОРДЛО продолжают оказывать сильное влияние на ж/д перевозки и уже привели к частичной переориентации грузопотоков в стране - наиболее показательны в этом плане перевозки угля.
Зерна везут меньше, чем годом ранее
Украина с начала 2017/18 МГ по состоянию на 6 декабря экспортировала 17,5 млн т зерновых, что на 1,29 млн т меньше показателя за аналогичный период предыдущего года.
Динамика октября показала падение перевозок зерна по ж/д на 13% г/г. Это повлияло и в целом на снижение экспортных ж/д перевозок - почти на 10% г/г. Объемы портовой перевалки зерна в октябре снизились почти на треть по сравнению с аналогичным месяцем 2016 г.
Импорт продолжает расти благодаря углю
За 11 месяцев объем перевалки импортных грузов в портах вырос на 24,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Из них объем перевалки угля составил 5,3 млн тонн, что на 55% больше, чем годом ранее.
Если брать показатели грузоперевозок угля по железной дороге, то в октябре импорт вырос на 77% г/г - +941 тыс. тонн.
Железная дорога: -6%
Хотя в октябре перевозки по ж/д снизились относительно аналогичного месяца 2016 года, но на 7,4% выросли по отношению к сентябрю 2017.
По итогам октября негативную динамику грузоперевозок продемонстрировали: кокс (-18% г/г), лес (-14% г/г), ЖРС (-14% г/г), зерно (-13% г/г), черные металлы (-7,9% г/г), нефть и н/п (-6,0% г/г), уголь (-5,4% г/г).
Рост грузоперевозок продемонстрировали хим. и хим удобрения - на 8,2% г/г, лом - на 5,7% г/г, стройматериалы - на 3,8% г/г, цемент - на 3,1% г/г.
Порты: -5,5%
В октябре объемы перевалки в украинских портах снизились до 11,2 млн тонн.
Объем перевалки ГСК (государственных стивидорных компаний) вырос на 16%. Остальные группы стивидорных компаний продемонстрировали снижение объемов перевалки: ЧСК (частные стивидорные компании) на собственных причалах - на 14%, ЧСК на причалах АМПУ - на 9,7%.
Из ТОП-5 грузов в октябре рост показали уголь - 73% г/г, контейнеры - 33% г/г, черные металлы - 8,6% г/г. Падение - зерно -30% г/г, руда -20% г/г.
Прогноз – Позитивная динамика портовой перевалки и перевозок импортного угля по железной дороге сохранится. ГП МТП Южный и ГП МТП Черноморск продолжают принимать суда с американским и африканским углем, законтрактованным ДТЭК и ПАО "Центрэнерго".
Как и ранее, потеря контроля над предприятиями ГМК в ОРДЛО продолжит оказывать влияние, переориентируя грузопотоки ЖРС на экспорт, и негативно отражаясь на внутренних перевозках.
Можно предположить, что несколько снизится объем перевозок стройматериалов, в связи с завершением сезона ремонта автодорог, для которых в т.ч. УЗ осуществляла отправку строительных грузов.
С полным текстом обзора можно ознакомиться по ссылке.