Основные тренды

Порты и ж/д в минусе

По итогам работы в мае снизились как объемы перевозок грузов по железной дороге, так и перевалки в портах. Одним из факторов такого снижения, как и месяцем ранее, стало уменьшение экспортных перевозок зерновых. По итогам 2017/2018 МГ экспорт зерна из Украины снизился на 10% - на внешние рынки было поставлено 39,4 млн т зерновых, в то время как годом ранее этот показатель составлял 43,8 млн т.

В портах не досчитались руды и черных металлов

Наибольшее снижение объемов перевалки в портах показали руда и черные металлы: -611 тыс. т (г/г) и -179 тыс. т (г/г) соответственно. Повлиять на это, среди прочего, могли проблемы с простоями вагонов на сети УЗ, на которые в последние месяцы неоднократно жаловались отправители таких грузов.

Железная дорога: -4,3%

Негативный тренд перевозок по ж/д в мае усилился - динамика составила -4,3% г/г, тогда как в апреле этот показатель составлял -3% г/г. Вместе с тем, относительно апреля текущего года в мае объемы транспортировки по железной дороге увеличились на 2,1%.

Негативную динамику грузоперевозок продемонстрировали: хим. и хим удобрения (-43% г/г), зерно (-17% г/г), лес (-13% г/г), стройматериалы (-6,0% г/г), ЖРС (-3,4% г/г), кокс (-2,1% г/г).

Рост перевозок в мае показали: лом - на 20% г/г, цемент - на 10% г/г, нефть и н/п - на 6,6% г/г, уголь - на 1,7% г/г, черные металлы - на 0,5% г/г.

Снижение транзитных отгрузок нефти и н/п (-34% г/г; -60 тыс. т) повлияло на снижение транзитных ж/д перевозок на 11% г/г (-167 тыс.т).

33  

Порты: -8,3%

Так же, как и в случае с железной дорогой, динамика перевалки в портах продемонстрировала негативный тренд г/г: -8,3% в мае против -5,3% в апреле. Всего в мае украинские порты обработали 10,7 млн т грузов.

В мае перевалка упала как у гостивидоров, так и у частников: у ГСК (государственные стивидорные компании) перевалка снизилась на 0,7% г/г, у ЧСК (частные стивидорные компании) на причалах АМПУ - на 7,7% г/г, у ЧСК на собственных причалах - на 16% г/г.

В разрезе направлений снижение перевалки демонстрировал транзит (-147 тыс. т; -16% г/г), экспорт (-1,26 млн т; -14% г/г), импорт (-27 тыс. т; -1,4% г/г). Вырос лишь каботаж -  на 5,2 тыс. т (+3,0% г/г).

66  

Прогноз - Исходя из данных о снижении экспорта зерновых по итогам 2017/2018 маркетингового года, следует ожидать, что негативная динамика перевозок и перевалки зерновых сохранится и по итогам июня.

Также июнь традиционно являются месяцем, когда объемы перевозок зерновых снижаются.

Учитывая неоднократные жалобы в июне со стороны энергетиков относительно того, что УЗ не обеспечивает своевременную перевозку угля для электростанций, можно предположить, что по итогам месяца произойдет снижение внутренних перевозок энергетического угля.  

С полным текстом обзора можно ознакомиться по ссылке.