Основные тренды
Экспорт зерновых оказал значительное влияние на динамику грузопотоков
По итогам июня уже озвучена предварительная информация Министерства аграрной политики и продовольствия, согласно которой Украина в 2016/2017 маркетинговом году экспортировала 43,8 млн тонн зерновых. Эта цифра стала историческим максимумом для нашей страны. Грузоперевозки в мае стали составляющей общей картины – зерновые грузы показали наибольший рост перевалки в портах, а также перевозок по железной дороге.
Прекращение ж/д сообщения с ОРДЛО продолжает оказывать негативное воздействие на транспортную систему
Существенное влияние на грузопотоки, как и в предыдущие месяцы, оказывает прекращение транспортного сообщения с ОРДЛО и потеря контроля над предприятиями ГМК на временно неконтролируемой территории (НКТ). Украинским предприятиям ГМК приходится переформатировать свою деятельность, снижая производство или переориентируя грузопотоки на экспорт.
Отсутствие транспортного сообщения с НКТ изменило логистические цепочки поставок угля
С мая на картину грузопотоков существенное влияние начинают оказывать морские поставки угля. Так, в порт Южный прибыло первое судно с углем из ЮАР. "Укрзализныця" перевезла данную партию топлива в адрес теплоэлектростанций компании ДТЭК 1055 вагонами. В итоге перевозки угля впервые за 4 месяца показали рост.
Железная дорога: -1% перевозок
По итогам мая объем железнодорожных перевозок снизился до минимума за последние 12 лет. Прежде всего, как уже отмечалось, сказывается запрет на транспортное сообщение с НКТ. Негативную динамику грузоперевозок продемонстрировали: кокс (-41% г/г), черные металлы (-23% г/г), лес (-21% г/г), ЖРС (-17% г/г), уголь (-11% г/г).
Рост грузоперевозок продемонстрировали зерно (+61% г/г), хим. удобрения (+26% г/г), цемент и стройматериалы (+23% г/г).
Самый значительный рост показали импортные перевозки – в связи с началом поставок угля из ЮАР.
Порты: + 17% перевалки
В мае перевалка в морских портах показала значительный рост. Упала лишь перевалка генеральных грузов (-7% г/г). Наибольший рост показали зерно (+46% г/г), контейнеры (+25% г/г) и наливные грузы (+19% г/г).
Значительный рост показал импорт (+49% г/г – опять же, благодаря росту импорта угля. Также выросли экспорт (+18% г/г) и транзит (+11% г/г). Каботажные перевозки упали (-68% м/м).
Нарастили перевалку ЧСК (частные стивидорные компании), переваливающие грузы на собственных причалах и ЧСК, переваливающие грузы на причалах АМПУ; ГСК (государственные стивидорные компании) снизили перевалку.
Прогноз - Существенное влияние на объем грузопотоков в июне-июле продолжит оказывать экспорт зерна. Начался сбор урожая ранних зерновых 2017 года, однако он может оказаться ниже прошлогоднего из-за неблагоприятных погодных условий. Вместе с тем, анонсируемое Мининфраструктуры усиление борьбы с нарушителями габаритно-весовых норм на автотранспорте, будет способствовать интенсификации перевозок зерновых железнодорожным транспортом.
Потеря контроля над предприятиями ГМК в ОРДЛО продолжит оказывать влияние, переориентируя грузопотоки ЖРС на экспорт.
Сохранится позитивная динамика по импорту угля - уже в середине июля в порту Южный ожидают прихода второго балкера с углем из ЮАР для ДТЭК - очередные 75 тыс. тонн.
С полным текстом обзора можно ознакомиться по ссылке.