Основные тренды
Негативная динамика ж/д и портов год к году и месяц к месяцу
В июне перевалка в морских портах и объемы грузоперевозок по железной дороге снизились и относительно показателей мая текущего года, и относительно июня 2017 года. Перевозки грузов по ж/д показали негативную динамику на уровне -5,2% г/г и -6,8% м/м. Объемы перевалки в морских портах Украины снизились на 8,3% г/г и на 11,3% м/м.
Фактор зерна
Уменьшение экспортных отправок зерновых оставалось одним из ключевых трендов, влияющих на негативную динамику грузоперевозок по ж/д и перевалки в портах. Кроме того, июнь традиционно является месяцем, когда объемы перевозок зерновых снижаются. В июне по железной дороге зерна перевезли на 34% меньше г/г. При этом, экспортные отгрузки уменьшились на 40% г/г. Перевалка зерна в портах снизилась на 33% г/г.
Железная дорога: -5,2%
Негативную динамику грузоперевозок, помимо зерновых грузов, в июне продемонстрировали: хим. и хим удобрения (-36% г/г), лес (-23% г/г), кокс (-19% г/г), нефть и н/п (-8,9% г/г), стройматериалы (-6,4% г/г) и уголь (-3,6% г/г).
Рост грузоперевозок показали: лом - на 15% г/г, ЖРС - на 6,3% г/г, цемент - на 2,5% г/г, черные металлы - на 1,9% г/г.
Одной из причин снижения транзитных ж/д перевозок (-32% г/г; -486 тыс. т) послужило снижение транзитных перевозок угля (-39% г/г; -256 тыс. т). На снижение внутренних ж/д перевозок (-0,8% г/г; -104 тыс. т), частично повлияло снижение перевозок стройматериалов на 4,4% г/г (-140 тыс. т). Импортные ж/д перевозки увеличились на 2,2% г/г (+66 тыс. т), что в первую очередь связано с ростом импорта угля (+11% г/г; +168 тыс. т).
Порты: -8,3%
В июне морские порты Украины суммарно обработали 9,5 млн т грузов.
У ГСК (государственных стивидорных компаний) перевалка снизилась на 6,1% г/г, у ЧСК (частных стивидорных компаний) на причалах АМПУ - на 17% г/г, у ЧСК на собственных причалах - на 1,2% г/г.
Снижение перевалки демонстрировали экспорт (-1,33 млн т; -17% г/г) и транзит (-57 тыс. т; -5,5% г/г). Каботажная и импортная перевалка выросла на 56 тыс. т (+35% г/г) и 473 тыс. т (+34% г/г) соответственно.
Прогноз - По итогам июля можно ожидать, что негативная динамика перевозок зерновых по ж/д сохранится – помимо фактора снижения экспорта этого вида грузов, свою роль могут сыграть и проблемы с обеспечением аграриев подвижным составом со стороны УЗ.
Тот факт, что с начала 2018/19 МГ Украина экспортировала меньше зерна, чем в предыдущем маркетинговом году, говорит о том, что негативный тренд перевалки данного вида грузов сохранится и в портах.
С полным текстом обзора можно ознакомиться по ссылке.