Основные тренды

Потеря предприятий на временно неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей продолжает оказывать влияние на ж/д перевозки

Произошла частичная переориентация грузопотоков в стране - наиболее показательны в этом плане перевозки по ж/д угля, кокса и ЖРС, демонстрирующие в целом падение на 3,2%, 19% и 11% г/г соответственно. При этом, внутренние перевозки угля упали на 33% г/г.

Благодаря углю продолжает расти объем перевалки импортных грузов в портах

Необходимость замещения поставок угля с НКТ привела к росту объемов поставок импортного угля.

За 11 месяцев 2017 года объем перевалки угля составил 5,3 млн тонн, что на 55% больше показателя 2016 года.

По итогам же 12 месяцев объем перевалки импортного угля вырос на 64,2% по сравнению с 2016 годом и составил 6,1 млн т.

Зерна перевезли меньше

Экспортные перевозки зерна в ноябре снизились. Так, по железной дороге было перевезено на 22% меньше зерна в экспортном направлении г/г (-713 тыс. т). А порты перевалили зерна на экспорт на 17% меньше г/г (-660 тыс. т).

Железная дорога: -5%

По итогам ноября ж/д перевозки продемонстрировали худшую динамику, чем месяцем ранее. Если в октябре объем перевозок по отношению к сентябрю вырос на 7,4%, то в ноябре по отношению к октябрю наблюдалось снижение на 1,6%. Относительно же ноября 2016 года падение составило 5%. Всего в ноябре по ж/д было перевезено 28,8 млн т грузов.

Негативную динамику грузоперевозок продемонстрировали: лес (-21% г/г), кокс (-19% г/г), зерно (-15% г/г), черные металлы (-15% г/г), ЖРС (-11% г/г), уголь (-3,2% г/г). По всем из перечисленных видов грузов динамика была худшей, чем по итогам октября.

Вместе с тем, рост грузоперевозок г/г продемонстрировали цемент, стройматериалы, лом, хим. и хим. удобрения. Примечательно, что перевозки цемента в ноябре выросли на 31% (г/г) – в 10 раз больше, чем составил показатель октября (3,1% г/г).

111  

Порты: +1,2%

В ноябре объемы перевалки в украинских портах увеличились на 1,2% г/г - до 11,9 млн т.

Объем перевалки ГСК (государственных стивидорных компаний) вырос в ноябре на 13%, ЧСК (частных стивидорных компаний) на собственных причалах – на 4,9%. Вместе с тем, ЧСК на причалах АМПУ показали снижение - на 8,7%.

Из ТОП-5 грузов в ноябре наиболее значительный рост показал уголь - 126% г/г, также позитивная динамика наблюдалась в перевалке контейнерных грузов - 17% г/г и черных металлов - 3,3% г/г. Падение показали зерно -17% г/г и руда -4,4% г/г.

 112

Прогноз – Позитивная динамика портовой перевалки и перевозок импортного угля по железной дороге сохранится. Новые суда с американским и африканским углем, законтрактованным ДТЭК и ПАО "Центрэнерго", были обработаны ГП МТП Южный в конце декабря. В данный момент еще один балкер с антрацитом из ЮАР направляется в порт Южный.

Как и ранее, потеря контроля над предприятиями ГМК в ОРДЛО продолжит оказывать влияние, переориентируя грузопотоки ЖРС на экспорт, и негативно отражаясь на внутренних перевозках.

С полным текстом обзора можно ознакомиться по ссылке.