Основные тренды
Зерно все больше оказывает влияние на грузоперевозки
Украина продолжает экспортировать зерно нового урожая, и, хотя пик перевозок зерновых грузов еще впереди, они уже оказывают значительное воздействие на пропускную способность железной дороги. Так, из-за скопления вагонов в ожидании выгрузки на портовых элеваторах, ПАО "Укрзализныця" в августе ввела 5 конвенций на перевозку зерновых грузов назначением на порты Украины.
С начала 2017/18 МГ Украина экспортировала чуть меньше зерновых, чем годом ранее. Вместе с тем, Министерство сельского хозяйства США (USDA) в августе повысило прогноз урожая зерновых в Украине в 2017 году на 3,9 млн тонн по сравнению с июльским прогнозом - до 64,99 млн тонн, экспорта - на 10% до 42,11 млн тонн на 2017/2018 МГ.
Растет портовая перевалка энергетического угля
Морские поставки угля в Украину продолжают влиять на картину грузопотоков – в июле позитивная динамика перевалки угля г/г составила 95%.
А в августе ГП "Морской торговый порт Южный" принял уже третье в этом году судно с углем из ЮАР. Всего в 2017 году уже было перевалено 225 тыс. тонн южноафриканского антрацита, а по железной дороге отправлено более 3000 вагонов с углем в адрес ТЭС.
Отсутствие транспортного сообщения с НКТ продолжает оставаться негативным фактором
Как и ранее, значительное влияние на грузопотоки оказывает прекращение транспортного сообщения с временно неконтролируемой территорией (НКТ). Прежде всего, это касается снижения перевозок угля, ЖРС и черных металлов.
Кроме того, существенно снизился объем каботажа за счет переориентации части внутренних грузопотоков на ж/д и замещения внутренних поставок коксующегося угля импортными.
Железная дорога: -6%
В июле железная дорога продемонстрировала наименьшие объемы грузоперевозок для данного месяца за последние 12 лет: -6% г/г. Хотя июльские объемы и показали позитивную динамику в сравнении с показателями месяцем ранее.
Больше всего сократилась перевозка кокса (-24% г/г), черных металлов (-24% г/г), угля (-17% г/г), леса (-14% г/г), ЖРС (-13% г/г).
Порты: -8%
Если в июне рост объемов портовой перевалки замедлился, показав всего + 7% г/г, то в июле динамика и вовсе стала негативной: - 8%. Прежде всего, это объясняется падением перевалки руды (-23% г/г) и черных металлов (-27% г/г).
Объем перевалки ЧСК (частными стивидорными компаниями) на собственных причалах вырос на 34%. Остальные группы стивидорных компаний продемонстрировали снижение объемов перевалки.
Из ТОП-5 грузов рост показали только зерно и уголь.
Прогноз – Сохранит и усилит влияние на грузопотоки в сентябре экспорт зерна. "Укрзализныце" придется приложить максимум усилий, чтобы не допустить транспортных коллапсов, подобных тому, что имел место осенью минувшего года, и обеспечить ритмичную отправку составов с зерном в направлении портов.
Позитивная динамика портовой перевалки угля сохранится. Помимо уже традиционных в этом году поставок угля из ЮАР в адрес ТЭС ДТЭК, в сентябре в порт Южный должен прийти первый балкер с 62 тыс. тоннами угля, закупленного в США для ПАО "Центрэнерго".
Как и ранее, потеря контроля над предприятиями ГМК в ОРДЛО продолжит оказывать влияние, переориентируя грузопотоки ЖРС на экспорт.
С полным текстом обзора можно ознакомиться по ссылке.