Уже в ближайшее время в аэропорту "Киев" ожидается начало строительства бизнес-терминала общей площадью 5 тыс. кв. м. Как заявил генеральный директор компании "Мастер-Авиа" (управляет аэропортом) Алексей Яковец, на проект потребуется не более 40 млн грн инвестиций, а работать терминал сможет уже в сентябре – октябре 2013 года.
По утверждению Яковца, необходимость строительства обусловлена тем, что бизнес-авиация не может базироваться ни в аэропорту "Киев", ни в аэропорту "Борисполь". "Нет ни соответствующих помещений для экипажей самолетов, ни VIP-зала для таких клиентов", — уверяет он. Хотя сейчас в новом терминале "Киева" есть VIP-сектор (несколько залов) для пассажиров бизнес-рейсов. А в "Борисполе" для этих целей предназначен новый терминал D, который берет на себя функции старого терминала С.
Как сообщил Яковец, в аэропорту "Киев" будут также построены четыре ангара для хранения бизнес-джетов, "что также будет привлекать бизнес-авиацию летать в Жуляны" (пока ангаров для частного авиапарка нет ни в "Киеве", ни в "Борисполе").
Примечательно, что еще в сентябре генеральный директор международного аэропорта "Борисполь" Антон Волов в интервью изданию Forbes.ua говорил о перспективности обслуживания бизнес-авиации конкурента, тем более с учетом расположения. "Если аэропорт переключится на это направление, построит терминал для бизнес-авиации, создаст все необходимые условия для технического обслуживания, оборудует ангары для стоянки самолетов, наверное, вся бизнес-авиация уйдет в Жуляны. И мы никак не сможем конкурировать — нам придется доплачивать, чтобы VIP-пассажиры на частных самолетах летали в Борисполь", — сказал он.
Очевидно, что в крупнейших аэропортах страны видят для бизнес-авиации хорошие перспективы и заинтересованы в максимальном улучшении условий обслуживания деловых клиентов. По словам операционного директора МА "Борисполь" Александра Черепанова, в аэропорту выполняются ежедневно порядка частных 20–40 рейсов — речь идет как о тех, кто имеет собственный самолет, так и тех, кто воспользовался услугами бизнес-перевозчика. А "Жуляны", по данным Яковца, ежегодно принимают таких рейсов порядка 7 тыс.
VistaJet, недавно приступивший к выполнению рейсов в Борисполь, рассчитывает в ближайшие два года совершать из украинских аэропортов по 5–10 рейсов в день.
Сейчас в Украине насчитывается около 50-ти компаний, которые занимаются частными авиаперевозками, десяток из них занимаются посреднической деятельностью. Отметим, что такие авиакомпании создавались также из-за невозможности зарегистрировать самолет на физических лиц — сертификат летной годности, который обязательно выдается на каждый самолет, может быть выдан только авиакомпании.
Мировой финансовый кризис (или же опасения, связанные с ним) не может не отобразиться на деловой активности, а значит — и на бизнес-авиации. "В сентябре– октябре число наших вылетов сократилось почти в три раза по сравнению с маем – июнем. И это несмотря на выборы", — цитирует владельца авиакомпании Challenge Aero Сергея Никифорова издание "Коммерсант Украина".
В то же время швейцарский оператор деловой авиации VistaJet, недавно приступивший к выполнению рейсов в "Борисполь", рассчитывает в ближайшие два года совершать из украинских аэропортов по 5–10 рейсов в день. "В целом вся Центральная и Восточная Европа для нас очень позитивны. Только в Москве мы уже осуществляем 2 тыс. взлетов и посадок в год. И мы ожидаем, что Украина, в частности Киев, будет приближаться к тем же показателям", — отмечает председатель консультационного совета VistaJet Роберт Херсов.
Правда, следует оговориться, что VistaJet рискует меньше, чем украинские компании: ее самолеты расположены в аэропортах по всему миру, и постоянно перемещаются между странами, что позволяет быстро вывести их из кризисной точки в зону "спокойной экономики".
Тем не менее, в будущем количество частных рейсов из аэропортов "Киев" и "Борисполь" наверняка возрастет. К более частым рейсам бизнес-авиации эти аэропорты готовы. Так, в период проведения финального матча ЕВРО 2012 все наземные службы аэропортов работали хорошо, и клиенты бизнес-авиации таможенный и пограничный контроль проходили за несколько минут.
При том, что только в этот период "Киев" обслужил 237 рейсов и 6300 пассажиров, при этом основу трафика в этот период составили как раз самолеты бизнес-авиации, "Борисполь" — около 630-ти рейсов, из которых на бизнес-авиацию пришлось четверть. Многочисленные бизнес-джеты заполнили все перроны "Борисполя", небольшие самолеты и самолеты, выполнявшие регулярные рейсы, пришлось парковать на рулежной дорожке и даже на стоянках военного сектора.
Хотя еще год назад прошла информация о том, что в МА "Борисполь" не хватает мест для частных самолетов. В аэропорту сообщили тогда, что "периодически, особенно при повышении интенсивности полетов и в часы пиковых нагрузок, возникает нехватка мест стоянок для наземного обслуживания воздушных судов, в т.ч. и для рейсов бизнес-авиации, которые также требуют отдельного буксировочного оборудования".