Средний возраст основного парка самолетов, которые эксплуатируют отечественные перевозчики, колеблется в пределах 17-18 лет. Поэтому проблема обновления флота сегодня является важной для авиарынка. Однако возможности покупать современные машины непосредственно с завода-производителя сильно ограничены. Одним из ключевых факторов было то, что еще в 2004 году Украина подписала Конвенцию о международных гарантиях имущественных прав в отношении подвижного оборудования или Кейптаунскую конвенцию, но долгое время не могла ее ратифицировать. Этот документ защищает интересы собственника техники в ситуациях, когда у авиакомпании-пользователя возникают проблемы. То есть в случае, например, банкротства эксплуатанта, он сможет беспрепятственно забрать свой самолет из страны, не опасаясь, что его арестуют в обеспечение претензий кредиторов.

Такая ситуация настораживала финансовые организации и лизингодателей, которые считали Украину регионом с повышенной степенью риска и весьма неохотно заключали договора на поставку новых самолетов в нашу страну, которая имеет самый низкий кредитный рейтинг из 8 по классификации Организации международного сотрудничества и развития (OECD). Они либо отказывались от сделки, либо выставляли авиакомпании множество дополнительных требований, которые заметно усложняли процесс и увеличивали затраты. Например, собственники техники проводили дополнительный анализ законодательства за счет перевозчиков. Кроме того, многие из них соглашались сотрудничать только при условии регистрации воздушного судна за пределами Украины, что также влекло за собой немалые расходы и еще больше затрудняло и без того непростую процедуру.

Наконец, страна, которая не ратифицировала Кейптаунскую конвенцию, не могла рассчитывать на какие-либо льготы и скидки от производителей и лизингодателей. Поэтому самым эффективным способом пополнения флота для украинских компаний стал лизинг подержанных самолетов, которые доставались им гораздо меньшими усилиями и с меньшими затратами. Например, плата за пользование новым Boeing 737-800 примерно в два раза превышает ставку за среднемагистральную машину "классической" серии в возрасте 15 лет. Это не значит, что во флоте отечественных перевозчиков нет современной техники. Например, авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) в 2009-2010 годах получила четыре новых Boeing 737-800 непосредственно с завода "Боинга", а весной 2012 году два новых Boeing 737-800 пополнили флот "АэроСвита".  "Днеправиа" в июне 2012 года пополнила парк двумя новыми Embraer 190, прибывшими от изготовителя из Бразилии.

Но все это лишь эпизодические возможности, которые представлялись, как правило, в кризисный период и вынуждали лизингодателей идти на определенные уступки. Но ни один из них не соглашался подписывать долгосрочные контракты на большое количество самолетов. Сегодня ситуация может измениться, благодаря тому, что Украина, спустя восемь лет после подписания, наконец ратифицировала Кейптаунскую конвенцию и  протокол Конвенции о международных имущественных правах на передвижное оборудование по вопросам авиационного оборудования. А уже 27 июня закон получил окончательное "добро" со стороны президента Виктора Януковича.

Однако ратификация - лишь один из шагов на пути к упрощению поставки самолетов в Украину. Далее Министерству иностранных дел (МИД) потребуется сдать свою ратификационную грамоту на хранение Международному институту унификации частного права (UNIDROIT). Кроме того, документ будет предоставлен для анализа OECD, которая определит, на какие льготы и преференции может рассчитывать Украина. "Особенностью Кейптаунской конвенции является то, что она не имеет единого текста для всех государств. Каждая страна сама определяет, какие положения (декларации) будут действовать применительно к ее территории. При разработке документа для Украины привлекались зарубежные эксперты, в частности, из Aviation Working Group, которые помогали нам максимально учесть требования OECD, международных финансовых организаций и лизингодателей", – сообщил Центру транспортных стратегий исполнительный секретарь альянса "Украинская авиационная группа" ("АэроСвит", "Донбассаэро", "Днеправиа") Евгений Трескунов. Поэтому многое будет зависеть от того, как скоро завершит все необходимые процедуры с UNIDROIT МИД Украины, а также от того, что скажет OECD. На все это потребуется около трех месяцев.

Если же OECD и международные экспортно-кредитные агентства одобрят проделанную Украиной работу, то возможности авиакомпаний обновить свой флот заметно возрастут. В первую очередь, отечественные перевозчики имеют шансы на скидки от финансовых организаций и, лизингодателей, которые станут более лояльными к нашей стране. "Многие лизингодатели не готовы были обеспечить программу поставок новых Embraer 190 компании "Днеправиа", поскольку Украина не ратифицировала Кейптаунскую конвенцию. Но теперь ситуация может измениться. Если все процедуры пройдут успешно, то мы получим возможность продолжить обновление и расширение флота альянса уже в текущем году", – отмечает Трескунов.

Юристы отмечают, что такой шаг снижает риски лизингодателя, если авиакомпания окажется в затруднительном положении, и будет рассматриваться вопрос ее банкротства либо ликвидации. "Конвенцией и протоколом отдельно затрагивается вопрос несостоятельности должника. В этом случае зарегистрированное имущественное право в отношении объекта продолжает существовать, и ничто не влияет на его юридическую силу. Более того, в соответствии с протоколом после наступления связанного с несостоятельностью события управляющий по несостоятельности или должник обязан передать авиационный объект во владение кредитору не позднее сроков, предусмотренных протоколом. Причем самолет должен быть передан тому, кто будет иметь на это право в соответствии с Конвенцией, а не просто любому кредитору, который имеет требование к авиакомпании", – сообщил Центру транспортных стратегий партнер юридической фирмы Rabomizo Денис Рабомизо.

Еще одним важным моментом Конвенции, по его мнению, является создание Международного регистра для регистрации имущественных прав на воздушное судно. "Во-первых, существование такого регистра дает возможность получить информацию о всех зарегистрированных имущественных правах. Во-вторых, он позволяет установить приоритет одного зарегистрированного имущественного права над другим", – подчеркнул Рабомизо. Информация о регистрации вводится через пункт ввода, роль которого в Украине выполняет Государственная авиационная служба.

Наконец, от ратификации Кейптаунской конвенции выиграет и бюджет нашей страны, так как все самолеты будут регистрироваться в Украине, а сборы будут направляться в Государственную авиационную службу. Остается надеяться, что OECD одобрит проделанную Украиной работу и предоставит ей те преимущества, которыми уже долгое время пользуются авиакомпании США, Европы, Китая и других стран.