С 27 мая на маршруты выйдут новые двусистемные электропоезда HRCS2 производства Hyundai Rotem. В первые недели действия нового графика движения на 2012-2013 годы предусматривается две пары таких экспрессов на направлении Киев-Харьков и одна пара - между Киевом и Львовом. "Остальные незадействованные поезда Hyundai на львовском и донецком направлении планируется назначить в первой половине июня", - говорится в пресс-релизе "Укрзализныци".

Минимальное количество остановок на маршруте, например, во время пути из Киева во Львов их не будет и вовсе, вместе с сокращением количества поездов, создает условия для рынка автобусных перевозок. Если учесть, что стоимость билетов на эти виды транспорта будет отличаться в два-три раза, то можно уверенно ожидать на этом рынке оживления. Но готовы ли к этому сами автоперевозчики?

Цена вопроса Изначально электропоезда Hyundai будут курсировать по такому графику: отправление из Харькова в 06:50 и в 18:45, прибытие в Киев - 11:30 и 23:15 соответственно. В обратном направлении из столицы поезда будут отправляться в 18:15 и 6:15, а прибывать в Харьков - в 22:50 и в 10:45 соответственно. Из Львова Hyundai будет выезжать в 7:00, а добираться до Киева - к 11:55. Из Киева поезд будет отправляться в 18:20 и прибывать во Львов в 23:15.

По понедельникам, вторникам и средам стоимость проезда в поездах Hyundai на маршруте Киев-Харьков составит 422,91 грн в первом классе и 275,66 грн - во втором. За проезд от Киева до Львова придется заплатить 474,89 грн в первом классе и 307,45 грн - во втором. А билет из Киева в Донецк обойдется пассажиру в 564,25 грн в первом классе и 367,75 грн - во втором. По четвергам и субботам при покупке проездных документов будет действовать скидка 10%, тогда как в пятницу и воскресенье их стоимость повысится на 10%.

На долю железной дороги в 2011 году пришлось 57,7%, а на долю автомобилистов - около 22% объемов транспортировки пассажиров

При этом повышенные по сравнению со скорыми и пассажирскими поездами цены, а также уменьшение количества ночных составов на маршрутах ускоренного движения могут несколько перераспределить доли различных видов транспорта на рынке пассажирских перевозок. Так, на долю железной дороги в 2011 году пришлось 57,7%, а на долю автомобилистов - около 22% объемов транспортировки пассажиров. Какими же будут изменения?

Самой доступной альтернативой для пассажиров, которые не смогут позволить себе билеты на экспрессы, станут автобусы. Например, проезд на рейсе компании "Гюнсел" от Киева до Донецка составляет 280 грн. Время отправления из столицы - 20:00, прибытия - 7:35, что, в принципе, сопоставимо с традиционным графиком ночного поезда. "Укрбус" предлагает пассажирам поездку на этом же маршруте за 200 грн. Время отправления из Киева - 20:40, прибытия - 8:25. Добраться до Львова на рейсе "Укрбуса" можно за 210 грн, выехав из Киева в 17:15 и прибыв в 2:45. В свою очередь, "Гюнсел" доставит до Харькова за 160 грн, выехав из Киева в 22:45 и прибыв в 6:10.

Безусловно, в этом случае клиентам предлагается другой уровень комфорта и безопасности, однако отличаются и цены. Автомобилисты полагают, что часть пассажиропотока на маршрутах ускоренного движения переориентируется на автобусы. "Те пассажиры, которые пользовались плацкартными вагонами, скорее всего, перейдут на автобусы, а те, кто ездил в купе или спальных вагонах, предпочтут поезда Hyundai. Это другая категория пассажиров, для которых важен комфорт", - сказал Центру транспортных стратегий народный депутат, глава Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП) Игорь Шкиря.

Руководитель ВААП полагает, что цены на проезд в новых поездах не настолько высоки и будут стимулировать развитие автоперевозок. "Автобусные, автомобильные перевозки, которые являются частными в Украине уже 20 лет после развала СССР, первыми страдали от демпинговых цен на железнодорожные перевозки, поэтому будем надеяться, что рынок все выровняет. Пассажир оценит, на чем ему ездить лучше. Я не могу сказать, что эти цены высоки, так как до недавнего времени цены, которые существовали в Украине на железнодорожные перевозки, были чрезмерно заниженными, и государство достаточно паразитично относилось к использованию железных дорог за счет этих низких цен, которые давно уже экономически были не оправданы", - отметил Шкиря.

Найти своего пассажира "На Hyundai переориентируется часть пассажиров ночных поездов, а также часть пассажиров самолетов, которые возмущены ценами на внутренние перелеты", - прогнозирует глава ВААП. Однако здесь следует делать поправку на маршрут и время в пути. Наибольшие шансы стать востребованными имеют составы, которые выйдут на линию Киев-Харьков. И это неудивительно, поскольку здесь с 2002 года дважды в день курсируют "Столичные экспрессы" со скоростью до 140 км/ч, которые преодолевают расстояние между городами приблизительно за шесть часов и пользуются популярностью среди пассажиров. Для тех же, кто хочет прибывать утром, функционирует не менее комфортабельный поезд "Оберіг" №63/64, который тратит на дорогу двумя-тремя часами более, но в ночное время. С нового расписания "Оберіг" немного изменит свой маршрут и будет следовать через Сумы вместо Полтавы, что приведет к незначительному увеличению времени хода.

"Столичный экспресс" уже "накатал" пассажиропоток на линии Киев-Полтава-Харьков. А, поскольку поезда HRCS2 находятся в дороге не 5 часов 50 минут, как "Столичный экспресс", а 4 часа 25 минут, то это сделает линию еще более привлекательной. Дело в том, что при такой продолжительности поездки железная дорога имеет возможность конкурировать с авиационным транспортом", - рассказал Центру транспортных стратегий заместитель директора Центра экономического и политического анализа Антон Кравченко.

Куда менее радужные перспективы у маршрута Киев-Донецк, поскольку цена на билет здесь самая высокая, а продолжительность поездки - самая большая. Пассажиру придется платить до 619,48 грн (в пятницу и воскресенье) и находиться в пути около семи часов. А потому владельцы автобусов имеют гораздо больше шансов заработать на данном направлении. Тем более что авиарейсы Киев-Донецк пользуются неплохим спросом, но их клиенты вряд ли согласятся тратить на дорогу столько, сколько предлагает "Укрзализныця".

Что же касается маршрута Киев-Львов, то здесь, по мнению экспертов, следовало бы изменить маршрут следования поездов Hyundai. "Поезд Киев-Львов следует по маршруту через Коростень  и Здолбунов, а потому не делает промежуточные остановки в пути. Хотя изначально проект предполагал реконструкцию для скоростного движения линии Киев-Винница-Хмельницкий-Тернополь-Львов. Несмотря на то, что такой маршрут немного длиннее, он охватывает крупные города на западе Украины, а потому обеспечил бы "Укрзализныце" дополнительные пассажиропотоки и повышал бы экономическую эффективность проекта", - отмечает Кравченко.

Впрочем, по его мнению, у пассажиров все же останется альтернатива на железной дороге. "Между Киевом и Львовом останется довольно большой выбор ночных поездов. Думаю, что граждане как вариант могут просто повысить населенность ночных поездов и корректировать дни своих поездок", - говорит Кравченко. В целом же наблюдатели сходятся во мнении, что сокращение количества ночных поездов и запуск дневных увеличит долю автоперевозчиков только на 1-2%.

Корейские перспективы Руководство "Укрзализныци" также обещает в ближайшем будущем связать с помощью поездов Hyundai Киев с Днепропетровском и Одессой. Днепропетровское направление имеет перспективы все по той же причине: новые составы переориентируют на себя пассажиров сегодняшних "Столичных экспрессов", несмотря на то, что их маршрут будет отличаться от прежнего. "Время в пути  незначительно изменится, хотя HRCS2 пойдет не через станции имени Т.Шевченко, Знаменку и Днепродзержинск, а через Полтаву, Лозовую и Синельниково. Железной дороге следовало бы всерьез задуматься об электрификации и модернизации участка Красноград-Днепропетровск, что позволило бы сократить время в пути в сообщении Киев - Днепропетровск примерно на 1 час 30 минут. Также "Укрзализныце" следовало бы запустить дневной ускоренный электропоезд по маршруту Киев - Кировоград, который позволил бы не только оставить дневное сообщение Киева с станциями Знаменка и им.Т.Шевченко, которой пользуются много жителей 300-тысячных Черкасс, но и организовать ж/д сообщение с 250-тысячным Кировоградом", - говорит Кравченко.

Одесское направление будет менее перспективным, поскольку протяженность автомобильной дороги гораздо меньше железнодорожного полотна. Кроме того, потребуется модернизация пути для обеспечения высокой скорости. Если бы "Укрзализныця" модернизировала пути для львовского экспресса на маршруте Киев-Винница-Хмельницкий-Тернополь-Львов, то участок Киев-Винница-Жмеринка был бы общим для львовского и одесского дневных поездов.