В июне прошлого года Украина стала на 8 километров больше. Молдова передала нашей стране землю под участком автомобильной дороги Одесса-Рени в районе села Паланка Штефан-Водского района. Это событие стало важной вехой в процессе реализации проекта строительства современной 250 километровой автомагистрали из Одессы через Дунай в Румынию. Однако с тех пор он не сдвинулся с места.

Нужна финансовая помощь западных банков, которые к проекту присматриваются, но действовать не спешат. К тому же, вокруг будущей трассы, которая станет частью 9-го международного транспортного коридора и будет существенно влиять на экономику всего Придунавья, идет большая геополитическая игра. Румыния лоббирует маршрут через Кишинев, вариант через Рени нашел союзника в лице Турции.

Молдавская альтернатива На недавнем заседании Ассамблеи европейских регионов (АЕР) в Одессе вице-губернатор Александр Малин попросил содействия участников заседания в изменении формата транспортного коридора по территории Украины. Дело в том, что несколько лет назад активная позиция Румынии и Молдовы в этом вопросе заставила международное сообщество согласиться на вариант Бухарест-Кишинев-Одесса. Таким образом, важность трассы Одесса-Рени для Европы нивелируется, и Украина остается один на один с проблемой, которая менее дорогостоящей от этого не станет.

Дорога на Балканы через Молдову не нравится Киеву и Одессе. Вряд ли такой вариант понравится и грузоперевозчикам, поскольку из портов им придется делать большой "крюк". "Мы строим свою логику на логике обычного перевозчика, который всегда поедет самым коротким и удобным путем. Груз из Европы, попавший к нам через Румынию, через переправу Галац-Рени, если он ориентирован, например, на Таманский полуостров, Черноморское побережье Кавказа, Азербайджан, Армению, Иран или Ирак, - этот груз не поедет в Кишинев", - рассказывает Александр Малин.

К тому же, добавляет Александр Малин, сегодня из Кишинева в Одессу по прямой попасть невозможно - ввиду внутренних проблем Молдовы, связанных с Приднестровьем. Это является серьезным камнем преткновения для такого формата трассы. Поэтому украинская сторона настаивает на варианте Одесса-Рени. Год назад даже румынская сторона согласилась с аргументами одесситов, но впоследствии правительство в Бухаресте сменилось, внешнеполитический блок возглавили другие люди, с которыми теперь нужно договариваться по новой.

Представители ЕС, вроде бы, не против, но точки над "і" не ставят. "Этот проект будет содействовать интеграции в Европу как Одесского региона, так и Украины в целом. Я пока не имею представления, как подойти к его решению, но полностью полагаюсь на решение местной власти - и обязательно поддержу эту инициативу", - заявила в Одессе президент АЕР Мишель Саббан.

Турецкая поддержка Пока же европейцы ожидают активности от Украины. Наша страна заручилась твердой поддержкой Турции - именно в формате трассы Одесса-Рени. Похоже, что в конце концов украинская сторона таки "продавит" свой вариант. Но максимальным результатом такой работы, пожалуй, будет фиксация формата Одесса-Рени в различных международных соглашениях. Денег на строительство это не принесет. И власти заговорили о варианте концессии.

Министерство инфраструктуры Украины летом 2011 года заявило, что участок автотрассы государственного значения Одесса-Рени на отрезке Одесса-Монаши (через Овидиополь и Белгород-Днестровский) будет построен в течение пяти лет. Общая протяженность - 81 км, проект также предусматривает строительство мостового перехода через Днестровский лиман. Общая стоимость - 8,2 млрд. грн, из которых 4,9 млрд отводится на сооружение моста.

Скажем прямо, ситуация с тех пор не особо изменилась. Есть ТЭО, а дороги - нет. Региональная власть понимала, что из ниоткуда деньги не появятся. Глава Одесской облгосадминистрации Эдуард Матвийчук еще осенью прямо заявил, что "государство не в состоянии профинансировать объект стоимостью в миллиарды долларов, поэтому решается вопрос, как выходить из этой ситуации: это будет приватно-публичное партнерство или концессия".

В начале 2012 года был принят документ под названием "Соглашение о региональном развитии Одесской области между Кабинетом министров Украина и Одесским областным советом на 2012-2014 годы". Одним из основных приоритетов называется строительство 4-полосной трассы Одесса-Рени, части будущей кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Проект предполагает сооружение еще одного моста через Дунай между населенными пунктами Орловка (Украина) и Исакча (Румыния). Это позволит улучшить автотранспортное сообщение со странами Юго-Восточной Европы и в два раза сократить время езды от Одессы до границы с Евросоюзом.

Но и этот документ не отвечает на вопрос, где взять средства на, собственно, строительство. Вице-губернатор Александр Малин говорит, что регион активно ищет концессионеров. Но проблема осложняется состоянием мировой экономики. "Ситуация в Европе и в мире не способствует приходу такого крупного инвестора: общая стоимость строительства этой дороги зашкаливает за три миллиарда евро! Нужно продумать механизм, с помощью которого инвестор будет возвращать вложенное. Пускай срок окупаемости превысит 10-12 лет - все равно, этот срок должен быть понимаемым, а условия - абсолютно четкими", - заявил он в комментарии порталу Центра транспортных стратегий.

Также он отметил риски, связанные с чисто украинскими проблемами - сложностью прохождения различных разрешительных процедур, получения лицензий и согласований. Эти заботы Одесская облгосадминистрация готова взять на себя полностью - "выполнить свой кусок работы в качестве равноправного партнера", говорит Александр Малин.

Власти заявляют, что идет "поступательное движение": уже есть несколько потенциальных зарубежных инвесторов, но это не означает, что в следующем году на объект выйдет техника - и строительство "закипит". Нужно преодолеть как политические факторы (жесткую позицию Румынии по защите своих интересов), так и финансовую кризисную ситуацию.

Читайте также "Бросок на Кавказ: как будут строить кольцевую вокруг Черного моря"

Читайте также "Путеводная концессия: когда в Украине появятся платные дороги"