Конфликты между госпредприятием обслуживания и крупнейшим авиаперевозчиком уже, похоже, становятся плохой традицией. Ведь в прошлом году, в начале марта провайдер обнародовал похожее заявление, в котором также предупреждал о возможном прекращении обслуживания рейсов "АэроСвита". Тогда "Украэрорух" таким образом взыскивал с компании задолженность за свои услуги в размере 13 млн грн. В свою очередь, "АэроСвит" апеллировал к судебным решениям, согласно которым, именно провайдер накопил перед ним непогашенные обязательства на уровне 20 млн грн.
После напряженных переговоров, к которым подключились и представители Мининфраструктуры, был разработан график погашения финансовых обязательств. В итоге "АэроСвит" выплатил требуемую сумму в полном объеме, а "Украэрорух" отказался от радикальных методов воздействия.
Дежавю Сегодня ситуация повторяется с незначительными отличиями от прошлогоднего конфликта. Согласно пресс-релизу "Украэроруха", в этот раз предприятие приостановит обслуживание лишь некоторых рейсов "АэроСвита". В частности, речь идет о таких направлениях, как Киев-Дубай, Киев-Рим и Киев-Чонбури. При этом провайдер не называет сумму задолженности перевозчика, отмечая лишь, что на этот раз она составляет несколько десятков миллионов гривен.
Отношения "Аэросвита" и "Украэроруха" не складываются уже второй март подряд.
"Украэрорух сможет возобновить обслуживание рейсов авиакомпании "АэроСвит" исключительно при условии соблюдения договоренностей о предоплате услуг провайдера как единственно возможного способа продолжать сотрудничество и своевременное выполнение графика погашения задолженности, которая накапливается еще с конца 2011 года", - сказано в пресс-релизе "Украэрорух".
В свою очередь, "АэроСвит" заявил, что в ходе переговоров ему удалось достичь договоренности с провайдером о продолжении обслуживания рейсов, а заявление вызвано тем, что компании не удалось уложиться в запланированный график платежей. "Платеж "Украэроруху", согласно графику выполнения обязательств "АэроСвита", который авиакомпания не успела выполнить сегодня, будет осуществлен завтра утром. "АэроСвит" и "Украэрорух" достигли договоренности, что такой инструмент давления на компанию, как остановка авиарейсов, применяться не будет", - отметили в пресс-службе "АэроСвита".
Юридические перспективы Однако вопрос в том, повторится ли подобная ситуация в ближайшем будущем. По информации "АэроСвита", в рамках завтрашнего платежа будет перечислен только транш, предусмотренный графиком. Но в случае еще одного опоздания по выплате "Укаэрорух" имеет полное право прекратить обслуживание рейсов компании, говорят юристы. Действующее законодательство дает предприятию в руки дополнительный козырь. В частности, "Украэрорух" ссылается на пункт 4 статьи 36 нового Воздушного кодекса, который дает ему право прекращать обслуживание при наличии задолженности.
"Приостановление аэронавигационного обслуживания провайдером на одном, нескольких или всех рейсах авиакомпании является легитимным и самым эффективным методом воздействия провайдеров аэронавигационного обслуживания на авиакомпании-должники. Другим методом требования оплаты задолженности авиакомпании за аэронавигационное обслуживание является предъявление судебного иска о взыскании таковой, но к нему провайдеры прибегают лишь в случае, когда авиакомпания сама приостанавливает полеты в зоне обслуживания провайдера или приостанавливает свою деятельность как эксплуатанта вообще", - пояснил Центру транспортных стратегий адвокат Международной юридической группы AstapovLawyers Сергей Здоровец.
"Обязательства должны выполняться надлежащим образом. Если же «АэроСвит» не обеспечивает оплату аэронавигационных услуг, то, в соответствии с нормами Воздушного кодекса, «Украэрорух» имеет право в одностороннем порядке приостановить обслуживание его рейсов. Тем более, что, скорее всего, точно такой же пункт содержится и в договоре между двумя субъектами", - сообщил Центру транспортных стратегий старший партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко.
Действительно в марте 2011 года провайдер обеспечивал аэронавигационное обслуживание без каких-либо документов, которые юридически регулировали отношения между двумя субъектами. В этом же году стороны руководствуются подписанным договором, который действует с 1 января 2012 года до 1 января 2013 года. При этом "Украэрорух" умалчивает о том, предусматривает ли соглашение возможность приостанавливать обслуживание клиента в случае неуплаты. Но вряд ли госпредприятие упустило такой момент, как ответственность за просроченные платежи с учетом негативного опыта прошлых лет.
"Самый эффективный метод убедить "Украэрорух" не останавливать рейсы "АэроСвита" - это осуществить платежи, по крайней мере, по частичному погашению задолженности. В судебном порядке "АэроСвиту" вряд ли удастся упредить "Украэрорух". Хотя, опыт предыдущих подобных конфликтов показывает, что авиакомпании удавалась находить нестандартные методы влияния на провайдера", - говорит Здоровец.
Поэтому, в случае опоздания по платежам "Украэрорух" может снова применить метод устрашения. Хотя прекращение обслуживания рейсов невыгодно не только "АэроСвиту", но и самому провайдеру, так как перевозчик выполняет полеты, которые обеспечивают ему работу. И за нее он получает деньги, хоть и не всегда своевременно.