Один из крупнейших зернотрейдеров Украины — американская компания Cargill — подписал протокол о намерениях с Ильичевским портом. Согласно меморандуму компания планирует построить в порту терминал по перевалке зерна стоимостью $90 млн., указав, что наиболее оптимальная форма сотрудничества — концессия.
Впрочем, на наращивании портовых мощностей по транспортировке зерна американцы останавливаться не собираются — Американская торговая палата в принципе активно лоббирует передачу украинских портов в концессию. Так, в конце августа палата направила вице-премьер-министру Борису Колесникову и главе Верховной Рады Владимиру Литвину письмо с анализом законопроекта №10655. Законопроект, инициированный Юрием Кармазиным, предполагал внести изменения в Закон "О морских портах Украины". Однако АСС предостерегла украинские власти — принятие поправок Кармазина создаст новые искусственные преграды для бизнес-проектов и существенно ухудшит инвестиционный климат и само положение частных компаний в портах. Американская палата прямо указала, что концессия является наилучшей формой для привлечения инвестиций в отрасль. В результате в начале сентября Верховная Рада сняла проект с рассмотрения.
Среди потенциальных инвесторов в украинские порты сегодня наиболее крупным считается международная с американскими корнями компания Royal Caribbean — вторая по величине круизная компания в мире с годовым оборотом почти $7 млрд. На ее долю приходится более четверти всех круизных перевозок в мире. В Royal Caribbean мечтают сделать из Черного моря новое популярное круизное направление, куда будут включены и порты Украины. Для самой Украины это выгодно не только дополнительной прибылью портов, но и существенным увеличением притока иностранных туристов на Черноморское побережье. Сегодня речь идет о работе компании в портах Севастополя, Одессы и Ялты.
По словам президента GP Wild International Питера Уайльда, Черноморский регион является одним из наиболее перспективных направлений развития круизного судоходства. Эксперты полагают, что для приема круизных судов необходимо существенно поработать над реконструкцией причалов для швартовки больших судов и развитием портовой инфраструктуры.
"За сотрудничество с Украиной как ключевым игроком в Черном море Royal Caribbean высказалась еще год назад. Концессия тогда виделась нам главной формой отношений с государством, но на тот момент не было необходимой нормативной базы. С принятием Закона "О морских портах" эта база появилась", — отмечает представитель компании Royal Caribbean Николай Мельников.
Россия уже активно реконструирует круизный терминал порта в Сочи, а Болгария —– в Бургасе, вот-вот начнется реконструкция терминала в грузинском Батуми. В Сочи и Батуми строятся также новые аэропорты. Новый аэропорт может появиться через несколько лет и в Одессе — готовность у правительства уже есть. Для круизного бизнеса (особенно для портов отправления) очень важна смычка "сильный порт — сильный аэропорт", ведь значительная часть туристов будут прибывать для участия в круизе из других стран воздушным путем.
Правда, для того чтобы эти планы стали реальностью, в Украине должен заработать механизм концессии. По словам эксперта Института анализа политики и стратегий Ярослава Бережного, практика концессионных договоров нашла широкое распространение в развитии портовой отрасли мира. "Если посмотреть на США конца ХХ века, то приблизительно треть портов терпели убытки, в то время как лучшие 15 портов работали с прибылью, имея подписанные договоры аренды или концессии. Модель концессии в портах была также успешно использована в Западной Европе", — отметил эксперт.
Чтобы влиять на процесс реформ в портах Украины, и в частности на формирование концессионных условий будущих конкурсов, американские компании спешат заключать меморандумы с конкретными портами о дальнейшем сотрудничестве в случае победы. Как известно из достоверных источников, после Cargill следующей компанией, которая в ближайшее время предложит портам "помолвку", будет Royal Caribbean. И если договоренности по сотрудничеству в портовой сфере окажутся удачными, то США, которые за последние пять лет уменьшили объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины с $1,4 до $1 млрд., могут начать восстанавливать былые объемы вложений.