В начале нынешней недели скоростное железнодорожное движение Украины отметило свой первый юбилей. Прошло 100 дней с того момента, как 27 мая в свой первый рейс отправился поезд Интерсити+ Hyundai. Итоги этой первой "стодневки" оказались весьма обнадеживающими. Скоростные экспрессы пользуются всё большим спросом у пассажиров. Об этом говорят результаты социологического исследования, проведенного маркетинговой службой Украинской железнодорожной скоростной компании в начале августа.

В этом месяце кривая объема пассажирских перевозок скоростными электропоездами уверенно пошла вверх. По сравнению с июлем пассажиропоток на маршруте Киев-Харьков-Киев увеличился на 3% (І класс) и на 5% (ІІ класс). Примерно на столько же увеличилось количество пассажирских поездов, курсирующих по маршрутам Киев-Львов и Киев-Донецк. А наиболее интенсивный рост пассажиропотока наблюдался в поезде 154Д (отправление из Донецка в 16.50). Так, в августе населенность ІІ класса в этом поезде увеличилась на 9%, а І класса - на 3%.

В отдельные дни поезда отправлялись в рейс вообще без свободных мест. Например, накануне Дня независимости (23 августа) на рейс Киев-Харьков было выкуплено 100% мест. А 26 августа поезд Интерсити+ совершил поездку из Донецка в Киев также с максимальной нагрузкой. Всего за 100 дней экспрессы перевезли около 240 тыс. пассажиров. Самый большой прирост дал июнь - 82 тыс. чел. (благодаря Евро-2012), августовские же показатели - более 75 тыс. пассажиров -свидетельствует об устойчивой тенденции к повышению.

"Это однозначно позитивная динамика, - отметил глава Украинской железнодорожной скоростной компании Леонид Лобойко. - Тем более, что рост спроса на "Украинские экспрессы" наблюдается во время сезона летних отпусков и каникул, когда основной внутренний пассажиропоток сосредоточен в южном направлении. Сегодня все поезда курсируют по графику, также устранены технические причины, которые иногда препятствовали соблюдению графика движения". По данным Леонида Лобойко, именно донецкое и харьковское направления ныне наиболее востребованы пассажирами.

На Львов скоростные электропоезда пока ездят с относительно меньшей населённостью. Это можно объяснить тем, что на данном направлении курсирует ночной поезд №91/92, являющийся достойной альтернативой дневному экспрессу. Собственно среди пассажиров этих двух поездов и проводилось вышеупомянутое исследование. Цель, которую ставили перед собой маркетологи, - выяснить, насколько проинформированы граждане о новой услуге Укрзализныци, а также изучить целесообразность введения дополнительного дневного поезда на маршруте Киев-Львов. Всего в опросе приняло участие почти 700 чел. Из них примерно 10% заявило о своей неосведомленности о внедрении в Украине скоростного железнодорожного движения. Причем наибольший процент несведущих был отмечен среди студентов.

Как и предполагалось, основной фактор, который учитывают пассажиры, отдавая предпочтение тому или иному поезду - это цена проезда. 39% респондентов указали на это обстоятельство, как на определяющее их выбор. Однако большое значение имеет и цель поездки. Почти для половины опрошенных среди тех, кто ездит во Львов по делам бизнеса, удобное расписание и комфорт более важны, чем стоимость проездного документа. Они отметили, что наиболее удобным для них было бы время отбытия из Киева - около 7.00 и 18-19 ч вечером. Большинство же предпринимателей из столицы пожелало отправляться в промежуток времени с 0 до 1 ч ночи.

Вместе с тем пассажиры, которые хотя бы один раз ездили скоростными поездами, выразили уверенность в том, что такой вид железнодорожного сообщения необходим. Поэтому нетрудно предположить, что введение нулевой ставки НДС на билеты в поезда Хюндай, то есть их удешевление на 16,6 %, сделает эту услугу еще более востребованной, особенно среди тех, для кого цена имеет значение.

При этом проведенное исследование позволило составить социологический портрет пассажира скоростного экспресса. Это предприниматели (21 %), рабочие (20 %) а также служащие (25 %). Почти половина пассажиров поезда Интерсити+ путешествуют в служебных целях. Бизнесмены и служащие также составили большинство тех, кто выразил заинтересованность во введении дополнительного скоростного экспресса на маршруте Киев-Львов.

Однако в ближайшей перспективе - открытие скоростного маршрута Киев-Днепропетровск. По словам Леонида Лобойко, вполне вероятно, что уже в октябре два поезда Интерсити+ свяжут столицу и Днепропетровск. Всего в Украину из Южной Кореи прибыло уже девять поездов Hyundai. Прибытие последнего, десятого, в рамках контракта c южнокорейской компанией Hyundai Rotem ожидается в середине или конце сентября.

Татьяна, предприниматель
- Впервые воспользовавшись поездом Интерсити+, сразу оценила его преимущества. Поэтому теперь я езжу в Донецк и обратно в Киев в основном этим экспрессом. Самое главное, что в случае с поездами Hyundai не приходится тратить много времени на поездку.

Екатерина, работник сферы обслуживания
- Моя работа связана с командировками. И если раньше на ночном поезде я тратила на поездку, например в Донецк, три дня с учётом дня отъезда и дня приезда, то сейчас благодаря поездам Hyundai мне хватает одного дня.