На Приднепровской железной дороге третью неделю подряд испытывают первый украинский скоростной поезд производства Крюковского вагоностроительного завода. В конце июня состав из семи пассажирских вагонов приехал в Днепропетровск, однако долго не задержался - вскоре его отправили на испытательный полигон в Новомосковск. Там мы его и застали в прошлую пятницу - на небольшой сонной станции, где полтора десятка пассажиров в ожидании своей электрички, похоже, не обращали никакого внимания на чудо украинского тяжелого машиностроения.
Измеряют шум. Зайдя в 20-местный вип-салон, что в локомотивном вагоне, обнаруживаю лабораторию - на пассажирских креслах разложены чемоданчики с аппаратурой, а в воздухе висят два микрофона, подвешенные веревочками к потолку. "Это мы сейчас проводим проверки на шум, - объясняет колдующий над ноутбуком инженер. - В кабинах машинистов, пассажирских салонах и вагоне-ресторане мы поставили чувствительные микрофоны. Сигнал от них идет к усилителям, а оттуда передается компьютеру, который рисует кривые частот и графики".
Только контроль шума требует участия 17 человек! Все замеры для большей точности проводятся в две руки - одновременно испытателями НИИ "Вагоностроения" и специалистами Крюковского завода.
160 км/ч. Когда диспетчера на станции дают добро, машинисты выводят поезд на "полигон" - длинный участок пути между Новомосковском и Баловкой. Тут можно запустить двигатели на полную мощность.
"Мы здесь ездим с 19 июля. Прежде всего проверяли показатели безопасности движения и воздействия на человека - плавность хода, вибрацию, кондиционирование, вентиляцию. Для этого разгоняли поезд до 160 км/ч. Позже проверим, как он влияет на окружающую среду - нет ли радио- или электромагнитных помех, ведь тут много электроники, а общая мощность состава 4 мегаватта! - рассказывает руководитель испытаний Виталий Назаренко. - Сейчас ездим в порожнем состоянии, а потом добавим "пассажиров" - в каждое кресло вместо людей погрузим мешки с песком. Если один "человек" весит 75 килограммов, то поезд с пассажирами потяжелеет на 64 тонны!".
Коридор с гармошками. С разрешения испытателей прогуливаемся по составу. Поначалу кажется, что идешь по одному длинному коридору - при нажатии кнопки двери тихо отъезжают в сторону, а привычного тамбура с грохочущими снаружи колесами нет вовсе! "Все дело в герметичных "гармошках" между вагонами, которые плотно прилегают друг к другу и изолируют от внешнего шума. Во всех тамбурах подогрев пола и отопление - по нормативу даже зимой температура в них будет не меньше 18 градусов, - объясняют испытатели. - А в туалетах стоят вакуумные системы - благодаря им уборные на стоянках закрывать не будут".
Любопытно, что многие комплектующие для поезда изготовлены на некогда секретных предприятиях: например, кондиционеры сделаны в Николаеве, на заводе, обеспечивавшем подводный флот, а электроника внутри вагонов - на харьковском предприятии, работавшем "на космос".
Салоны I, II, и III классов отличаются как количеством мест, так и внутренней отделкой. Например, в I классе поедут 64 пассажира, по 2 пассажира в ряду, на креслах есть подушечки-подголовники, между сиденьями - столики. Во II класс посадят 94 пассажира, а в III - 112 (тут пространство выиграли, убрав столики и посадив на одной из сторон 3-х пассажиров в ряд). В остальном комфорт сопоставим - кресла одинаково удобны как в вагонах для вип-ов, так и у тех, кто купит билет подешевле.
А вот кабина "пилотов" поезда удивила своим простором. Его хватает не только для машиниста и помощника - нашлось даже место для холодильника и микроволновки! "Самое новое оборудование, которое, например, стоит на немецких "Сапсанах", есть и здесь. Бортовой компьютер избавил нас от бегания с ключами по вагонам - теперь доступ к любому параметру электровоза есть прямо из кабины. А система "Клуб" проверяет, не заснул ли машинист: на руку надевается браслет, который контролирует электрическое сопротивление кожи (если человек заснет, оно меняется и раздается сигнал, после машинист должен нажать кнопку на потолке, если сигнал прозвучит дважды, поезд остановится)", - не нарадуются новинке машинисты.
Поезд еще не продан: предлагают Украине, но подумывают о РФ
Испытания поезда завершат в конце сентября, потом свой вердикт скажет комиссия Минтранса. "Важно доказать, что поезд жизнеспособен. Нужно отработать конструкцию, найти и доработать уязвимые места. А дальше все дальше зависит от заказчика. Будет "Укрзализныця" покупать их или отдаст предпочтение другим поездам, или может наш поезд будет продвигаться в Россию или Казахстан - это покажет будущее", - говорит главный конструктор транспорта соцназначения Крюковского вагоностроительного завода Георгий Игнатов.
К слову, билеты на поезд с вагонами производства крюковского завода (локомотив там другой) при поездке из Киева до Харькова в среднем стоят в два раза дешевле, чем на корейский "Хюндай": 111 против 249 грн.