В числе главных нововведений Закона о портах - снятие запрета на аренду причалов и вопросы приватизации объектов портовой инфраструктуры. Ранее Закон об аренде госимущества устанавливал прямой запрет на аренду причалов. Закон о портах предусматривает внесение изменений в Закон об аренде, которыми причалы морских портов исключаются из перечня объектов, не подлежащих передаче в аренду, - считает капитан порта Мариуполь Сергей Перепечаев.
Что касается приватизации объектов портовой инфраструктуры, этот Закон предусматривает такую возможность, кроме стратегических объектов в пределах морских портов. К объектам приватизации относятся единые имущественные комплексы и акции публичных акционерных обществ (ПАО), созданных в процессе реорганизации на базе подразделений морских портов. Указанные объекты (в случае приватизации 100 % акций ПАО) подлежат продаже на конкурсных началах. Движимое и недвижимое имущество, которое выступало предметом аренды по договору, заключенному до принятия Закона о портах, и при условии, что арендатором сделаны улучшения на сумму не менее 25 % его остаточной стоимости. Акции (доли, паи), принадлежащие государству в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных на базе единых имущественных комплексов.
Говорить конкретнее о порте Мариуполь я не вправе - это компетенция начальника порта.
- В Законе предусмотрена госмонополия на некоторые виды портовых услуг...
- Закон закрепляет исчерпывающий перечень услуг, на которые устанавливается госмонополия. В перечень попали регулирование движения судов, проведение аварийно-спасательных работ, навигационное, гидрографическое и картографическое обеспечение мореплавания, предотвращение и ликвидация разлива загрязняющих веществ. Остальные виды услуг (работ) могут оказываться и частными компаниями. При этом Министерство инфраструктуры сможет утверждать правила оказания услуг по обслуживанию судов, перевалки грузов и других услуг только в части, которая касается выполнения Украиной своих международных обязательств.
- А что в Законе сказано о службе капитана порта?
- Там осталось такое понятие, как «служба капитана порта», а подробностей об этом, по сути, никаких. До конца непонятны и мои функции. Если предполагается Морская администрация, как мы и планировали, тогда будет нормально. Но также ни слова - о финансировании (из каких источников и т. п.).
- Законом предусматривается создание Администрации морских портов Украины?
- Да, Администрация будет заключать договоры на строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры. Руководить Администрацией будет глава Администрации, который назначается на должность и увольняется с должности Министерством инфраструктуры. Начальники морских портов будут назначаться Министерством инфраструктуры по представлению главы Администрации морских портов.
В структуре морских портов предлагается создавать Совет морского порта, в состав которого будут входить начальник и капитан порта, представители морских терминалов, стивидорных компаний и других субъектов хозяйствования, работающих в порту. Совет порта будет рассматривать изменения в план развития порта, свод обычаев порта и обязательные постановления по порту.
Но пока над этим еще работают - по Закону отведены 12 месяцев для поэтапных наработок. Этим занята и «Укрморречинспекция» - наш высший орган по безопасности судоходства. Речь идет о нашем штате, статьях финансирования, местах расположения, имуществе и последующих полномочиях, подконтрольной территории...
- Предусмотрен ли выход капитании из состава порта?
- Да, предусмотрен (в случае выхода мы напрямую войдем в состав «Укрморречинспекции»), так как служба капитана порта является государственной структурой и не подпадает ни под какие
приватизации. В том числе не может входить и в государственную Администрацию морских портов.
На перспективу, возможно, будут расширены наши полномочия - от масштабов порта до территориальных зон. При этом задачи останутся прежними: надзор и контроль за безопасностью судоходства в определенной зоне.
- Какой будет дальнейшая судьба портофлота?
- Если порты станут частными, то все будет просчитываться. В том числе рентабельность портофлота. Возможен и вариант приватизации портофлота.
- В том числе и ледокола, к примеру, «Капитан Белоусов»?
- Ледокол закреплен за портом и останется в порту. Но мое мнение такое: ледоколы должны принадлежать государству, а не частному порту. А вообще... В Украине сейчас организовано госпредприятие по поиску и спасению людей. Там и обязаны выполнять требования Конвенции по поиску и спасению на море. Это предприятие должно заниматься, в том числе, и оказанием услуг в условиях ледовой навигации; следовательно, иметь ледокольные средства на своем балансе.
- Если же говорить об этом Законе в целом...
- То можно констатировать позитивность этого документа, приближение норм и правил к международным стандартам. Во всем мире, к примеру, служба капитана порта не входит в состав порта; она является отдельной организацией, которая занимается безопасностью мореплавания и не связана с какой-либо коммерческой деятельностью.
Вопросов остается еще много. Но, думаю, за 12 месяцев, отведенных на реорганизацию нашей отрасли, постепенно они будут сняты. Полагаю, тяжелее всего придется осенью, зимой.