Как известно, Премьер-министр Украины Н. Азаров сделал ряд серьезных критических замечаний к этому законопроекту, после чего предложил вышеназванному министерству в течение месяца доработать документ с учетом мнений всех заинтересованных сторон, в том числе и общественности страны.
Ведущие морские общественные и профсоюзные организации решили не оставаться в стороне. По их твердому убеждению, если их голос услышан не будет и новую редакцию Закона "О занятости населения" примут в ее сегодняшнем виде, Украина окажется на краю социальной, экономической, политической катастрофы с непредсказуемыми для государства последствиями.
- Нашу крайнюю обеспокоенность вызвал факт отсутствия в законопроекте упоминания о посредничестве в трудоустройстве за границей как о виде хозяйственной деятельности, - говорит председатель региональной Федерации морских профсоюзов юга Украины Евгений Изотов. - Там нигде не написано, что реализацией государственной политики в области занятости населения и трудовой миграции могут заниматься посреднические предприятия любых форм собственности, которые ведут поиск надежных иностранных работодателей, оказывая платные услуги в соответствии с договором между посредником и его клиентом. При этом в законопроекте появляется новый субъект рынка трудоустройства - "частные агентства занятости", которые должны предоставлять свои услуги как внутри страны, так и по поиску работы за границей, на бесплатной - для трудового мигранта - основе, покрывая затем свои расходы за счет средств работодателя.
По словам профсоюзного лидера, трудно найти объяснение такой забывчивости авторов новой редакции Закона "О занятости населения". Ведь посредничество в трудоустройстве на работу за границей как вид хозяйственной деятельности существует уже более 20 лет, пройдя испытание временем и постоянно растущими требованиями мирового морского рынка труда. За это время была разработана законодательная база, регулирующая деятельность посредников, определены органы контроля. И самое главное: когда в 2000 году приняли Закон "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (№ 1775-111 от 01.06.2000 г.), посредничество в трудоустройстве на работу за границей вошло в перечень лицензируемых.
- Достижения системы оказания посреднических услуг трудно переоценить! - Е. Изотов не скрывает эмоций. - С 1990 года работу на судах иностранных судовладельцев, благодаря посредникам, получили более 4 миллионов граждан Украины. Удалось сохранить "золотой" фонд национальных морских кадров, воплотилась в жизнь мечта о работе в море у сотен тысяч выпускников высших и средних морских учебных заведений, многочисленных центров подготовки и аттестации плавсостава, тренажерных центров, краткосрочных курсов. Многие из тех украинских "подфлажников", кто сегодня трудится на судах иностранных судовладельцев в должности капитанов, старших механиков, старших помощников, благодаря системе посредничества в трудоустройстве прошли все ступени карьерного роста, начав его с работы в качестве кадетов, стюардов, матросов и мотористов второго класса. Наконец, за минувшие 22 года в Украину в виде заработной платы моряков-"подфлажников" было ввезено несколько миллиардов долларов. Эти средства стали важным инвестиционным источником для экономики Украины, так как тратились они на приобретение квартир, домов, земельных участков, престижных автомобилей, дорогостоящей мебели, современной бытовой техники, компьютеров, на оплату обучения детей в высших учебных заведениях и отдыха в украинских санаториях и здравницах.
Кроме Украины, посредничество в трудоустройстве за границей лицензируется во многих цивилизованных странах мира, в частности, в России, Беларуси, Латвии, Чехии, Словакии, Италии, Швейцарии, Ирландии, Болгарии, на Кипре, в Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Корее, Японии, США, Канаде, ЮАР. Поэтому принятие Закона Украины "О занятости населения" в сегодняшней его редакции, где нет ни слова о работе посреднических предприятий, не отвечает мировой практике и создаст правовую путаницу, так как требования к деятельности "частных агентств занятости", о которых речь идет в законопроекте, кардинально отличаются от тех, что сегодня законодатель предъявляет к работе посредников.
Главное между ними различие - с кого следует взимать плату за оказанные услуги по трудоустройству. Посредники считают: платить должен клиент. Ведь во время поиска вакантного рабочего места за границей предприниматель несет немалые расходы. Если же переложить бремя этих расходов на иностранного работодателя, как предлагает сделать проект Закона "О занятости населения", то это обернется самой настоящей катастрофой.
По самым скромным подсчетам, 90 процентов иностранных судовладельцев, которые сегодня предоставляют рабочие места украинским гражданам, в таком случае откажутся от услуг наших морских специалистов, так как им будет выгоднее брать моряков в странах, которые не предъявляют финансовых требований к иностранным работодателям. Место Украины на мировом рынке морской рабочей силы незамедлительно займут конкуренты: Китай, страны Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Южной Америки.
- Несложно представить, какими разрушительными социально-экономическими последствиями обернется для нашей страны уничтожение системы посредничества в трудоустройстве за границей, - отмечает председатель региональной Федерации морских профсоюзов юга Украины. - Сотни тысяч украинских граждан, имеющих морские специальности, останутся без возможности трудоустройства на суда под "удобным" флагом. Но и на родине они не смогут найти работу, так как пока ни одна из программ возрождения национального торгового флота не была выполнена. Это приведет к резкому росту потока нелегальной трудовой миграции, активизируется преступная деятельность по торговле людьми. Наши трудовые мигранты станут легкой добычей всяких аферистов от трудоустройства, которые будут вовлекать их в незаконную деятельность по перевозке контрабанды, наркотиков, нелегальных мигрантов. Останется у разбитого корыта и система морского образования, так как сегодня она работает исключительно с прицелом на международный рынок морской рабочей силы. Не у дел окажутся дипломно-паспортные отделы морских торговых и рыбных портов, медицинские центры, предоставлявшие услуги по медицинскому освидетельствованию моряков-"подфлажников". Наконец, прекратится ввоз в страну валюты в виде заработной платы моряков-"подфлажников", что в нынешних условиях сокращения доходов экспортных отраслей украинской экономики приведет к резкому падению курса гривни и ускорению инфляционных процессов.
В своем обращении, направленном в адрес высших органов государственной власти, морские общественные и профсоюзные организации настаивают на включении в законопроект "О занятости населения" упоминания о лицензионном характере деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей и о платности посреднических услуг. При этом понятие "частные агентства занятости" должно быть вообще исключено из проекта Закона "О занятости населения", так как механизм их деятельности не отвечает нормам действующего законодательства Украины.