Украине угрожает дефицит авиакеросина. Таможня изменила классификацию этого топлива и требует импортировать его как "бензин специальный", в результате чего акциз увеличится более чем в 6,5 раза, до 198 евро/т. В авиакомпаниях заявляют, что это решение способно буквально парализовать отрасль - топливо в Украине гораздо дороже, чем в Европе, а мощностей единственного производителя - Кременчугского НПЗ - недостаточно для насыщения рынка.
О том, что таможня изменила классификацию авиатоплива, импортируемого в Украину, в пятницу сообщил крупнейший поставщик авиакеросина "ТНК-ВР Коммерс". Компания ссылается на решения Восточной таможни Государственной таможенной службы от 3 апреля, согласно которым авиакеросин, до сих пор классифицировавшийся как "Топливо для реактивных двигателей ТС-1 и РТ (коды - 2710117000 и 2710192100)", теперь должен оформляться как "Легкий дистиллят - бензин специальный: Топливо для реактивных двигателей ТС-1 (2710112500)". Это решение увеличивает ставку акциза на импортное топливо с 30 до 198 евро за тонну.
Начальник управления администрирования таможенных платежей Гостаможни Виталий Зварыч уточнил, что решение было принято после специального исследования топлива, проведенного в лаборатории Восточной таможни. "Анализ топлива показал, что по своим характеристикам оно ближе к специальному бензину",- отметил он. В ТНК-ВР утверждают, что лаборатория таможни при вынесении решения учитывала всего один показатель - температуру кипения топлива, и приводят выводы Украинского НИИ нефтеперерабатывающей промышленности МАСМА, согласно которым этот авиакеросин отличается от "бензина специального" по ряду физико-химических показателей.
Однако по закону Гостаможня имеет право принимать такое решение, напоминает господин Зварыч. "То, что до сих пор мы относили это топливо к другому виду,- было нашей недоработкой",- добавил он. Партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко называет решение таможни неоднозначным и считает, что компании могут попытаться оспорить его в суде. "На это уйдет время, а пока будут длиться судебные процессы, нефтяники должны будут либо растаможить товар по высокой ставке либо оставить его на хранение в таможне. В обоих случаях они потерпят убытки",- говорит господин Марченко. Руководитель направления "Авиа" в "ТНК-ВР Коммерс" Кирилл Молоденков говорит, что его компания будет вынуждена вернуть груз производителю. "Из-за неопределенности на таможне поставки топлива нашей компании также могут быть приостановлены",- отметили в пятницу в пресс-службе компании "Лукойл".
В результате решения таможни на рынке возникнет дефицит топлива, заявил "Ъ" президент авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) Юрий Мирошников. Сейчас авиатопливо в страну ввозят два основных поставщика - "ТНК-ВР-Авиа" (топливо "Рязанской нефтеперерабатывающей компании" и "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез") и "ЛукАвиа Ойл" (топливо Волгоградского НПЗ). Единственным производителем авиакеросина в стране является Кременчугский НПЗ (контролируется структурами группы "Приват"). "Мы работаем и с этим НПЗ, но его объемов производства не хватало для того, чтобы покрыть спрос даже зимой (низкий сезон в авиации.- "Ъ"), а в летние месяцы - тем более",- говорит господин Мирошников.
Авиакеросин на украинском рынке и так стоит приблизительно на $200 дороже, чем в среднем по Европе, напоминает Юрий Мирошников. В компании "Интерим-сервис" (заправляет самолеты в аэропорту "Одесса") подсчитали, что из-за повышения акциза авиатопливо подорожает еще на $250-270/т, и компания не готова покупать его по столь высокой цене. Генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук отмечает, что компенсировать повышение акциза ростом тарифов на авиабилеты также будет сложно, так как "они и так уже на пределе". Кроме того, как отмечают в МАСМА, использовать для заправки самолетов "бензины специальные" запрещено правилами международной организации IATA, в которую входит большинство международных авиакомпаний. "Если это решение не отменить, то украинская авиация остановится,- уверен господин Мирошников.- В преддверии чемпионата Европы по футболу это решение выглядит как сценарий абсурда".
Это уже не первый случай в этом году, когда таможня пытается увеличить плату за импортные нефтепродукты, говорит директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. "Нефтетрейдеры утверждают, что сами таможенники объясняют это указанием сверху наполнить государственный бюджет всеми способами",- отмечает он. А господин Марченко добавляет, что в последнее время в судах увеличилось количество претензий к таможне от всех сфер бизнеса относительно изменений классификаций товаров.