Сергей Тигипко выходит из вагона
Группа ТАС Сергея Тигипко может выйти из состава акционеров Крюковского вагоностроительного завода. Ее структуры проголосовали против заключения заводом крупного контракта, что дает им право предъявить к выкупу пакет группы стоимостью в $76 млн. Эксперты опасаются, что это может негативно отразиться на хозяйственной деятельности завода.
Группа ТАС, управляющая активами, которые связывают с вице-премьером Сергеем Тигипко, может продать акции Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ). Это стало возможным после проведения собрания акционеров предприятия 12 апреля, на котором владельцы 27% акций завода проголосовали против совершения предприятием крупных сделок (закупка крупной партии литья у Кременчугского сталелитейного завода; КСЗ), рассказал "Ъ" генеральный директор КУА "ОТП Капитал" (владеет акциями завода) Григорий Овчаренко. Согласно закону "Об акционерных обществах", акционеры, проголосовавшие против совершения существенных сделок (на сумму свыше 10% стоимости активов), получают право в течение месяца предъявить предприятию свои акции к выкупу.
Директор по инвестициям ТАС Антон Кернасовский, отказавшись обсуждать подробности сделки, подтвердил "Ъ", что группа голосовала против заключения существенного соглашения. По словам отраслевых аналитиков, с 2006 года Сергей Тигипко искал покупателя на долю в активе. Информацию о том, что в группе планируют воспользоваться правом продажи акций, Антон Кернасовский не подтвердил, но и не опроверг. Председатель правления КВСЗ Евгений Хворост отметил лишь, что пока акции к выкупу предъявлены не были.
КВСЗ специализируется на выпуске грузовых и пассажирских вагонов, запасных частей и тележек к ним, колесных пар, запчастей для вагонов метро и эскалаторов, контейнеров и дорожной техники. По итогам 2011 года предприятие увеличило чистую прибыль почти в 2,3 раза, до 680,2 млн грн. Производство грузовых вагонов за год увеличилось на 18%, до 10,7 тыс., а пассажирских - сократилось на 26%, до 28.
Согласно отчету ИК Altana Capital, 69,30% акций КВСЗ принадлежит структурам группы "Приват", ТАС владеет 24,94%, еще 4,71% - в свободном обращении. В то же время, по данным нескольких опрошенных "Ъ" инвесткомпаний, мажоритарными акционерами завода является его менеджмент во главе с председателем наблюдательного совета Владимиром Приходько. Источники "Ъ в группе "Приват" опровергают причастность группы к предприятию. На самом КВСЗ не комментируют структуру собственности.
В законе указано, что стоимость акций предприятия при его выкупе определяется исходя из цены бумаг в ходе торгов в день, предшествующий публикации повестки дня собрания акционеров. Исходя из этого, одна акция КВСЗ оценена в 21,3 грн. Таким образом, рыночная стоимость 25% акций КВСЗ составляет более 609 млн грн ($76 млн). Григорий Овчаренко сообщает о том, что его компания также голосовала против совершения сделки и в случае снижения стоимости акций предприятия на бирже ниже 21,3 грн готова также предъявить акции к выкупу. Вчера бумаги КВСЗ торговались по 21,57 грн.
Сейчас момент для продажи акций не лучший, считает старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко. "За последний год акции КВСЗ снизились на 45%, собственно, акции большинства эмитентов на украинской бирже постигла та же участь. Это стало следствием возросших рисков долгового кризиса в еврозоне, что повлияло на снижение вдвое, до 1400 пунктов индекса украинской биржи за этот период",- говорит он. По мнению господина Андрейченко, справедливая стоимость акций завода - 40 грн/шт, и она может быть достигнута уже через год, так как у предприятия запускаются новые проекты, в частности производство скоростных поездов, имеющих высокие перспективы на внутреннем рынке.
Сделка может повлиять и на хозяйственную деятельность предприятия. "В конце 2010 и в средине 2011 годов на счетах Крюковского предприятия находилось около $50 млн, которые необходимы компании для поддержания оборотных средств. По этой причине выплатить требуемую сумму заводу будет проблематично. Скорее всего предприятие вынуждено будет брать кредит, чтобы не прерывать производство",- подчеркнул Алексей Андрейченко.
Формально Крюковский вагоностроительный завод не может отказать акционеру в реализации его права на предъявление к выкупу его акций, утверждает руководитель отдела разрешения споров юридической фирмы Integrites Валентина Пилипенко. "Однако прямых санкций за невыполнение этой нормы не предусмотрено законодательством. Поэтому в случае отказа в выкупе акционер будет вынужден обратиться в суд, где может требовать выкупа акций и рассчитывать на возмещение ущерба",- сообщает госпожа Пилипенко.