Государственная администра­ция железнодорожного транспорта Украины и владельцы гру­зов — представители ведущих компаний горно-металлургичес­кого комплекса Украины и других базовых отраслей промыш­ленности — обсудили назревшие в секторе грузовых перево­зок проблемы. в заседании, которое проходило в здании Укрзализныци, приняли участие представители Федерации рабо­тодателей Украины, Федерации металлургов Украины, Минис­терства инфраструктуры и других организаций.

Как отметил генеральный директор Федерации работо­дателей Руслан Ильичев, об­щие цели Федерация и желез­нодорожники видят в полном удовлетворении потребности отечественной экономики в перевозке грузов. А это зна­чит — обновление основных фондов, закупка новых ваго­нов, формирование четкой, прозрачной и стабильной сис­темы тарифообразования, ко­торая позволила бы удовлет­ворять интересы как про­мышленников, так и желез­нодорожников. Глава Феде­рации металлургов Украины Сергей Беленький высказал­ся о необходимости такого системного диалога в реше­нии технических и стратеги­ческих вопросов.

Железнодорожники заявили о необходимости разра­ботки взаимовыгодного меха­низма, который позволит раз­виваться предприятиям и сох­ранить грузовой парк Укрзализныци, изношенность кото­рого превышает 80%.

«Из-за старения парка гру­зовых вагонов без его немед­ленного обновления Укрзализныця не в состоянии обес­печить перевозки в полном объеме», — отметил генераль­ный директор Укрзализныци Владимир Козак.

Он сообщил, что из 52 ты­сяч полувагонов рабочего парка 26 тысяч эксплуатиру­ются с продленным сроком службы, еще у 50% парка по­лувагонов нормативный срок использования вот-вот закон­чится. Так, в течение 2012— 2014 годов истечет срок эксплуатации 30 тысяч ваго­нов, а для 6,5 тысячи полува­гонов сейчас определяют воз­можность продления норма­тивного срока.

Владимир Козак отметил необходимость внедрения чет­ких и стабильных рыночных механизмов регулирования тарифов на грузовые перевоз­ки вагонами Укрзализныци. «Если вагоны Укрзализныци будут иметь тарифы значи­тельно ниже, чем у других собственников, понятен инте­рес грузоотправителей именно к нашим вагонам. Разница в тарифах, дефицит дешевых вагонов и причины, создаю­щие условия для коррупции на рынке грузоперевозок, сти­мулируют привлечение экспе­диторов-посредников, а не добросовестную конкурен­цию. Если мы сейчас не нач­нем закладывать инвестици­онную составляющую на об­новление грузового парка, в перспективе перевозить боль­шую часть грузов будет просто нечем, вагоны УЗ исчерпают свой срок эксплуатации», — подчеркнул Владимир Козак.

Генеральный директор Укрзализныци также сооб­щил собственникам грузов, что по распоряжению прави­тельства тариф для вагонов, переданных на баланс предп­риятию «Укрспецвагон» и Дарницкому вагоностроитель­ному заводу, будет начислять­ся аналогично тарифу для ин­вентарного вагона Укрзализ­ныци. То есть без платы за возврат порожнего пробега. По его словам, соответствую­щие изменения в договора бу­дут внесены до конца недели. Это временная мера, связан­ная с необходимостью внесе­ния комплексных системных изменений в тарифообразование при осуществлении грузо­вых перевозок.

Временная отмена Кабмином платы за порожний про­бег при перевозке грузов парком Укрзализныци позволит грузоотправителям снизить свои расходы, но не отклады­вает решения проблемы изно­шенности подвижного состава самой госадминистрацией же­лезнодорожного транспорта.

Чтобы уменьшить дефи­цит подвижного состава, Укрзализныця призывает грузоотправителей инвести­ровать в развитие их собст­венных парков.

На встрече с грузовладель­цами железнодорожное ведо­мство заявило о готовности ра­ботать со всеми экспедитора­ми без исключения и выступи­ло против коррупции, кото­рую формируют ряд экспеди­торов. Через Украинский транспортно-логистический центр сейчас активно заклю­чаются договора с грузоотпра­вителями напрямую без пос­редников-экспедиторов, если этого хотят грузоотправители.

Руководство Укрзализны­ци подчеркнуло, что модель организации грузоперевозок еще отрабатывается и сущест­вующие сложности носят вре­менный характер. А Министе­рство инфраструктуры приз­вало грузоотправителей ГМК, как ключевых потребителей услуг грузоперевозок, при­нять участие в рабочей группе по разработке концепции ре­формы отрасли.