Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины и владельцы грузов — представители ведущих компаний горно-металлургического комплекса Украины и других базовых отраслей промышленности — обсудили назревшие в секторе грузовых перевозок проблемы. в заседании, которое проходило в здании Укрзализныци, приняли участие представители Федерации работодателей Украины, Федерации металлургов Украины, Министерства инфраструктуры и других организаций.
Как отметил генеральный директор Федерации работодателей Руслан Ильичев, общие цели Федерация и железнодорожники видят в полном удовлетворении потребности отечественной экономики в перевозке грузов. А это значит — обновление основных фондов, закупка новых вагонов, формирование четкой, прозрачной и стабильной системы тарифообразования, которая позволила бы удовлетворять интересы как промышленников, так и железнодорожников. Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький высказался о необходимости такого системного диалога в решении технических и стратегических вопросов.
Железнодорожники заявили о необходимости разработки взаимовыгодного механизма, который позволит развиваться предприятиям и сохранить грузовой парк Укрзализныци, изношенность которого превышает 80%.
«Из-за старения парка грузовых вагонов без его немедленного обновления Укрзализныця не в состоянии обеспечить перевозки в полном объеме», — отметил генеральный директор Укрзализныци Владимир Козак.
Он сообщил, что из 52 тысяч полувагонов рабочего парка 26 тысяч эксплуатируются с продленным сроком службы, еще у 50% парка полувагонов нормативный срок использования вот-вот закончится. Так, в течение 2012— 2014 годов истечет срок эксплуатации 30 тысяч вагонов, а для 6,5 тысячи полувагонов сейчас определяют возможность продления нормативного срока.
Владимир Козак отметил необходимость внедрения четких и стабильных рыночных механизмов регулирования тарифов на грузовые перевозки вагонами Укрзализныци. «Если вагоны Укрзализныци будут иметь тарифы значительно ниже, чем у других собственников, понятен интерес грузоотправителей именно к нашим вагонам. Разница в тарифах, дефицит дешевых вагонов и причины, создающие условия для коррупции на рынке грузоперевозок, стимулируют привлечение экспедиторов-посредников, а не добросовестную конкуренцию. Если мы сейчас не начнем закладывать инвестиционную составляющую на обновление грузового парка, в перспективе перевозить большую часть грузов будет просто нечем, вагоны УЗ исчерпают свой срок эксплуатации», — подчеркнул Владимир Козак.
Генеральный директор Укрзализныци также сообщил собственникам грузов, что по распоряжению правительства тариф для вагонов, переданных на баланс предприятию «Укрспецвагон» и Дарницкому вагоностроительному заводу, будет начисляться аналогично тарифу для инвентарного вагона Укрзализныци. То есть без платы за возврат порожнего пробега. По его словам, соответствующие изменения в договора будут внесены до конца недели. Это временная мера, связанная с необходимостью внесения комплексных системных изменений в тарифообразование при осуществлении грузовых перевозок.
Временная отмена Кабмином платы за порожний пробег при перевозке грузов парком Укрзализныци позволит грузоотправителям снизить свои расходы, но не откладывает решения проблемы изношенности подвижного состава самой госадминистрацией железнодорожного транспорта.
Чтобы уменьшить дефицит подвижного состава, Укрзализныця призывает грузоотправителей инвестировать в развитие их собственных парков.
На встрече с грузовладельцами железнодорожное ведомство заявило о готовности работать со всеми экспедиторами без исключения и выступило против коррупции, которую формируют ряд экспедиторов. Через Украинский транспортно-логистический центр сейчас активно заключаются договора с грузоотправителями напрямую без посредников-экспедиторов, если этого хотят грузоотправители.
Руководство Укрзализныци подчеркнуло, что модель организации грузоперевозок еще отрабатывается и существующие сложности носят временный характер. А Министерство инфраструктуры призвало грузоотправителей ГМК, как ключевых потребителей услуг грузоперевозок, принять участие в рабочей группе по разработке концепции реформы отрасли.